Фост Ольга Юрьевна : другие произведения.

Дороги дороги

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про методики раннего развития детей и общие размышлизмы на эту тему


  
  
  

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...
   А.С.Пушкин
   МОРАЛЬ БАСНИ
   Лет в тринадцать мне довелось прочитать в сборнике фантастических рассказов притчу Урсулы ле Гуин, если мне не изменяет память. А вот название врезалось прочно: "Все тенали бороговы". На Землю попадают инопланетные игрушки, построенные по законам неевклидовой геометрии, и оказываются в руках маленьких мальчика и девочки. Взрослым было не до их игр - заняты себе дети, и ладно. Закончилось все тем, что дети отправились в мир, откуда были игрушки, так как последние развили их интеллект, речь и мировоззрение по законам своего измерения. Жизнь на Земле стала этим детям чужда и неинтересна.
   Но мы-то далеко не безразлично относимся к тому, чем заняты наши дети. Озабочены, ищем - как бы интереснее сделать ребенку жизнь и не повредить при этом хрупкую детскую психику, да и свою, кстати, тоже.
  
   К ИСТОКАМ
   От многих женщин доводится слышать, что самая спокойная пора материнства - это беременность. Утверждение спорное, но в каждой шутке есть доля шутки...
   Однако человек рождается - наступает совершенно иная эпоха, с другими законами и проблемами. Первые год-полтора проходят под знаком эдакого доброго "стресса": пограничное состояние между радостью и тревогой, восхищением и удивлением, волнением и непреходящим ожиданием чуда...
   Но неизбежно проходит и эта пора, приходит новая, полная других задач. Одна из них - образование.
   Принято делить образование на возрастные периоды, хотя нельзя не согласиться с тем, что познание человеком среды обитания начинается еще до рождения. Раз уже существует мозг, а также органы чувств, поставляющие ему информацию - значит, что-то уже познается. Значит ли это, что я могу давать своему ребенку самую разную информацию о мире, а он усвоит из данного то, что ему по силам? Лично я отвечаю сама себе на этот вопрос утвердительно, однако есть и другие взгляды.
   Чтобы понять ситуацию лучше, давайте кое-что доведем до абсурда: представим себе полугодовалого младенца, увлеченно работающего на компьютере, или двухлетнего малыша, решающего уравнения из высшей математики. Я первая назову это бредом, ведь никто не собирается лишать детей детства, правда?
   Но не ввести маленького человека в мир родителей на уровне: "Малыш, вот это небо, земля, а это мамин живот, ты там был когда-то..." было бы смешно, хотя бы для последующего нормального взаимопонимания поколений. И не надо от этого отталкиваться со словами, дескать, сам в свое время все узнает и поймет, а сейчас еще рано. Узнает сам, конечно, да вот не было бы поздно, как ребенку, так и родителям.
  
   СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
   Ни в коей мере не претендуя на научную глубину рассуждений, хочу понять вот еще что: в чем различие между познанием и образованием, да и есть ли оно?
   Итак, заглянем в энциклопедический словарь: образование в нем трактуется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; познание же есть процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. Из этих определений можно сделать вывод, что познание как понятие шире образования, а значит, как процесс и начинается раньше.
   А что из этого следует? Из этого следует, что к моменту, когда мы, взрослые, решаем, что пора бы чадо к каким-либо знаниям приобщать, то есть начинать образование, дитя-то наше уже многое о мире и жизни знает, и знание это не замутнено еще никакой идеологией, предрассудками и всем прочим, во что потом играют люди, став большими. Точно также из этого следует, что завершив образование, человек не перестанет познавать мир, если не отбить у него к этому охоту.
   И вот тут возникает первое, должно быть, противоречие между познанием и образованием. Я не случайно подчеркнула научность взятых определений, чтобы потом не быть обвиненной в притягивании фактов за уши. Вернемся на пару шагов назад.
   Образование - система, а познание - рефлексия. Чувствуете противоречие? Оно заключается в том, что почти невозможно загнать поток сознания в жесткие рамки системы набережных. Тогда и возникает спасительный круг - игра. В ней существуют правила и законы, определения и характеристики. Получая ощущение - даем ему определение. Это не травмирует нашего маленького человека, не пугает, а воспринимается им, как составная часть игры.
   Не я одна такая умная, кроме того, я простой гуманитарий. Есть педагогическая наука, целенаправленно изучавшая поднятые мной вопросы задолго до моего рождения. "О сколько нам открытий... готовит просвещенья дух". Есть педагоги - ученые традиционного направления и новаторы - мучительно искавшие путей.
  
   ВЗГЛЯД ЗА ОКНО
   Быстро бежит время, подходит к концу отпуск по уходу за ребенком, второго пока не ждем, бабушки и дедушки работают, так что предстоит нам с доченькой выход в большой мир. Так что же ожидает нас, среднестатистических родителей двухлетнего ребенка и его самого, в ближайшие годы, связанные с обучением в различных образовательных учреждениях.
   Кто-то с ностальгией вспомнит советское время с его проторенными дорогами, от детсада до пенсии, просто и безвкусно.
   Ныне, сами знаете, какое разнообразие всего - ешь не хочу! А уж денег на моем ребенке хотят заработать все, кому не лень. В одном "крутом"садике спонсорский взнос - тысяча долларов, ежемесячная плата - триста, в другом эти суммы увеличены в три раза. Правда, занятия индивидуальные, питание с учетом пожеланий родителей и диатезной кожи малыша, иностранные языки, эстетическое воспитание. То есть все то, что потом позволит "сделать Вашему ребенку отличную карьеру" , а родителям, даст Бог, достанется небедная старость от благодарного потомства.
   В большом количестве появившиеся домашние детские сады, обнаружившие у себя воспитательские способности люди, а также воспитатели обычных детских садов, которым надо кушать, за немалые деньги тоже хотят внести свою лепту в обучение моего ребенка, пока я эти самые деньги буду зарабатывать. Большое им спасибо, но не грозит мне такое количество денег, я среднестатистическая...
   Советские детские сады стали российскими детскими садами, но по-прежнему большинство родителей возлагает на них надежду на помощь в воспитании, образовании, общем развитии детей. Собираюсь и я доверить доченьку обычному микрорайонному садику, говорят, лучшему из имеющихся.
   Многое осталось как раньше в этих садиках, где прошла часть нашего детства, но немало и перемен. Поиск заработка приводит многих заведующих к введению в садовскую программу новых предметов и методик, интересных и детям и родителям, готовым платить умеренную плату приходящим преподавателям и самому садику. Прибавьте к этому занятия с ребенком дома, и картина, по-моему, получается неплохая?
  
   ТРИ СЧАСТЛИВЫХ ДНЯ...
   ...и три ночи подряд мне снились звенящие кубики, буквы, поющие свои имена, замысловатые хороводы чисел. Это я побывала на семинарах по методике обучения чтению, письму и счету Н. А. Зайцева, опирающейся на игру как форму познания и образования. Считаю необходимым сразу указать, что методика опробована во многих регионах России, и за последние восемь лет накопилось немало положительных отзывов от теоретиков и практиков педагогической науки.
   В некоторых московских, детских садах проводятся занятия по этой методике, известна она, впрочем, широко по стране. Хороша потому что. Я уж не говорю о том, что в регионах России есть свои новаторы, да и просто любящие детей педагоги, находящие оригинальные способы обучения, развивающие и дополняющие методику Зайцева.
   Я не ставлю своей целью агитацию и пропаганду, не ввожу принцип: чем нестандартнее - тем лучше. Меряйте и находите по себе, но моя задача поделиться имеющейся информацией со всеми, кто заинтересован дать своим детям как можно больше возможностей познавать.
   Позволю себе небольшую цитату из учебника "Письмо. Чтение. Счет" Н.А. Зайцева: "Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились ли они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить?"
   Другой вопрос - нужно ли нам растить великого человека? Общеизвестно, что гений и идиот - две стороны одной медали. Хорошо, возразят вам, а разве не надо развивать таланты, раскрывать личность ребенка, показать ему, на что он способен, дать ему возможность раньше познакомиться с миром. Ведь он будет лидером, подтянет за собой товарищей, ему будет легче лавировать в потоке информации. Опять же его карьера и Ваша спокойная, радостная старость.
  
   ГЕНИЙ - ПАРАДОКСОВ ДРУГ?
   А у родителей возникают другие вопросы, которые можно сложить в один общий: а что я буду потом с этим делать? Ну станет мое чадо в семь лет считать в уме десятками тысяч, писать без единой ошибки на родном и паре иностранных языков и читать в оригинале, скажем, Канта - а дальше-то что? Опять-таки - денег на всякие лицеи-колледжи нет и не предвидится, за рубежом своих вундеркиндов достаточно... И пойдет мое не в меру развитое дитя в среднюю общеобразовательную. В перспективе - в лучшем случае - непонимание со стороны учителей и одноклассников, в худшем - не оберешься проблем с самим ребенком: расслабится, решит, что все уже об этом мире узнал, да и подсядет на наркотики, Господи спаси. Нет, лучше уж со всеми, не выделяться...
   Я намеренно привожу полярные мнения, на их стыке и можно, наверное найти приемлемое для себя и своего ребенка решение.
   Приведу вам и еще одну точку зрения, почти полностью отвечающую на поставленные вопросы. Это цитата из рецензии к учебнику Н.А.Зайцева доктора педагогических наук Я.С. Турбовского из Института теории образования и педагогики: "...нам - семье и школе - нужно поздравить себя с представлением методики, использование которой принесет огромную радость учителям, родителям, детям, заставит задуматься (в том числе и тех, от кого это зависит), как уже сегодня начать применять все это, а также о том, какой должна стать школа, в которой будут учиться дети, подготовленные по методике Н.А.Зайцева."
   Предлагаю оставить поле теоретических споров специалистам, а самим искать рациональные зернышки по возможности всюду - будь то сказки народов мира или опыт семьи Никитиных, потому что в конечном итоге никто, кроме нас самих, не сделает выбора наиболее подходящей дороги.
  
  Опубликовано в журналах "Материнство", 1998 г., "Куда пойти учиться?", 1999 г., "Обучение в России", 2003 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"