Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Религиозность советской женщины и молодёжи в 1920-е годы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на примере религиозности советской женщины и молодёжи в 2020-х годах рассматривается реализация проекта коллективного Запада по уничтожению России и российских традиционных духовно-нравственных ценностей, носителем которых испокон веков являлась Русская православная церковь и другие религиозные объединения. Именно Советская власть заложила основу современного молодёжного нигилизма, который негативно влияет на консолидацию российского общества. Исходные данные: Асадуллина Г. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Религиозность советской женщины и молодёжи в 1920-е годы // Вызовы современного мира в рамках социально-гуманитарного знания. В поисках альтернативы : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 28-29 февраля 2024 г. - Ижевск : Изд-во УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2024. - С. 601-605. ISBN 978-5-7526-1033-2

  Асадуллина Г. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Религиозность советской женщины и молодёжи в 1920-е годы // Вызовы современного мира в рамках социально-гуманитарного знания. В поисках альтернативы : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 28-29 февраля 2024 г. - Ижевск : Изд-во УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2024. - С. 601-605.
  ISBN 978-5-7526-1033-2
  
  УДК 2-4
  
  
  Г.Р. Асадуллина, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии
  и работы с молодежью Уфимского университета науки и технологии
  G.R. Asadullina, Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor of the Department of Sociology and Youth Work at Ufa University of Science and Technology
  К.П. Ермоченко, магистрант 2 курса Смоленского государственного университета
  K.P. Ermochenko, 2nd year master"s student at Smolensk State University, С.И. Ивентьев, юрисконсульт, теолог, специалист в сфере
  национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ",
  член РФО
  S.I. Iventev, legal adviser, theologian, specialist in the field of national and religious relations "DELIL" LLC, Member of the Russian Philosophical Society
  
  
  РЕЛИГИОЗНОСТЬ НОВОЙ СОВЕТСКОЙ ЖЕНЩИНЫ И МОЛОДЁЖИ В 1920-Е ГОДЫ
  
  
  THE RELIGIOSITY OF THE NEW SOVIET WOMEN AND YOUTH IN THE 1920S.
  
  
  В статье на примере религиозности советской женщины и молодёжи в 2020-х годах рассматривается реализация проекта коллективного Запада по уничтожению России и российских традиционных духовно-нравственных ценностей, носителем которых испокон веков являлась Русская православная церковь и другие религиозные объединения. Именно Советская власть заложила основу современного молодёжного нигилизма, который негативно влияет на консолидацию российского общества.
  
  The article uses the example of the religiosity of Soviet women and youth in the 2020s to consider the implementation of the project of the collective West to destroy Russia and Russian traditional spiritual and moral values, the bearer of which has been the Russian Orthodox Church and other religious associations for centuries. It was the Soviet government that laid the foundation for modern youth nihilism, which negatively affects the consolidation of Russian society.
  
  
  Ключевые слова: Бог, человек, молодёжь, женщина, духовность, нравственность, консолидация, ценности, нигилизм, уважение, общество, советская власть.
  
   Keywords: God, man, youth, woman, spirituality, morality, consolidation, values, nihilism, respect, society, Soviet power.
  
  
  В России с приходом Советской власти стали, явно не без помощи коллективного Запада, искореняться вековые традиционные духовно-нравственные ценности.
  Этот так называемый проект коллективного Запада по уничтожению России, российских традиционных духовно-нравственных ценностей и национальной культуры до настоящего времени в современной России пытаются до конца реализовать недружественные страны. Очевидно, что данный проект коллективного Запада является богоборческим и направлен на физическое и духовно-нравственное уничтожение людей, относящихся к так называемым "чужим".
  Из истории известно, что коллективный Запад и США постоянно проводят политику колониализма и уничтожения "чужих" (неугодных) людей, их культуры и ценностей, уничтожения личности так таковой, используют идеологию превосходства одних над другими, которую взял на вооружение фашизм, с чем и столкнулись в наше время народы Донбасса, России и других регионов мира. Уничтожение культуры и ценностей любого народа (этноса) приводит к размыванию и исчезновению этносов (наций).
  В начале 2018 года Советская власть своим "Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви" [8] провозгласила свободу вероисповедания, но несмотря на это, большевики продолжали планомерно бороться с Русской православной церковью и другие религиозными объединениями (далее - Церковь), которые выступали фундаментом традиционных российских ценностей, а также искоренять сектантство [6, с. 113].
  "Борьба новой идеологии с религией сводилась к применению комплекса мер направленных на разрушение поведенческих алгоритмов и формирование новой системы моральных принципов. Для выполнения обеих целей на страницах молодежной газеты "На смену" осуждение религии производилось параллельно с объяснением авторской позиции. Например, призывы не использовать церковные имена при крещении осуществлялись совместно с описанием значения этих имен и предложением альтернативных вариантов. Публикация материалов, публично осуждавших совмещение религии и новой "советской" жизни, неявно давала понять о необходимости выбора между религией и возможностями социального роста" [7, с. 328-329].
  В историческом развитии "женского" и молодёжного вопросов, переломными являются события 1917 года, когда после свержения Временного правительства к власти пришли большевики. Ими сразу же были определены основные задачи, которые должно было решить "молодое государство" в скорейшее время. Одной из них стала проблема выработки механизмов строительства "новой жизни", которая требовала законодательного выражения.
  Строительство "новой жизни" в молодом советском государстве стало возможно благодаря череде "экспериментов" советской власти, которые, не всегда даже целенаправленно, перекраивали, в первую очередь, традиционный уклад "добольшевистского" человека [3, с. 473]. Меняется его облик, поведение, трансформируется сознание, его отношение к власти и социальным институтам, в частности, к Церкви. В это время на фоне целого ряда декретов и постановлений советского государства (в частности, "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"), формируются новые идеологические конструкты, которые связаны с резкими изменениями патриархальных основ российского общества.
  В фокусе приложения основных сил советского режима в большей степени оказывается женская аудитория, а также молодёжь, кардинальная перестройка религиозности и социальных кодов поведения которых становятся приоритетной задачей большевистской власти.
  В это время в общественном сознании, конечно же, руководством страны происходят процессы, связанные с формированием образа "новой советской женщины" как ролевой модели "истинной" советской женщины. Самостоятельность, самодостаточность и независимость от мужчины становятся социальной основой "нового" в советской женщине.
  Религиозность "новой женщины", её отношение к сакральному претерпевает кардинальные изменения, которые определяют целиком вектор сознательного религиозного поведения советской женщины в связи с этим, считаемым необходимым определить, как фокус женского служения Церкви постепенно начал смещаться на "реальные проблемы" её социальной жизни. Проблема исследования места женщины в обществе, культуре даже сегодня не утратила своей актуальности.
  Перед советским государством стояла тяжелая задача: полностью или частично попытаться "перекроить" женское сознание в сторону смирения с мужской религиозностью и её безоговорочным принятием [5]. Советскому руководству было достаточно той степени религиозности, которой обладали на тот момент мужчины. В этой связи многие составители методических пособий по работе с женщинами часто призывали опираться на "несправедливое" их положение в христианстве. На первом месте должна стоять выигрышная идея, по мнению советских идеологов, о вековом закабалении женщины религией.
  Доказательством этой основополагающей "христианской" идеи выступали слова и речи святых апостолов, например, апостола Павла: "Женщина - сосуд скудельный" и Святого Антония: "Женщина - начало всякого преступления и орудие дьявола". Предлагались также вырванные из контекста слова святого: "Когда вы увидите женщину, то считайте, что перед вами не человеческое существо, а сам дьявол" [3].
  Вся эта работа по изменению религиозности "новой женщины" как бы должна сводиться к "рабским" поговоркам: "Люби жену, как душу, тряси её как грушу" и "Бей бабу молотом, она будет золотом". "Не зря в народных русских песнях так много поется о тяжелой женской доле: "Распроклятое ты наше житье женское, Распроклятое бабье житье".
  Многие авторы неоднозначно определяют проявление религиозности как отражения религии, веры в Бога и поклонение Ему в сознании человека и его поступках (И.Н. Яблоков, Р.А. Лопаткина). Для изменения основ религиозного сознания человеку нужны очень весомые изменения в той среде, в которой он обитает. Такой средой для "новой женщины" стало молодое советское государство с явными колебаниями патриархальных основ, когда начался процесс перенесения женщинами мужских кодов поведения, которая впоследствии плавно перешла в традиционную модель поведения "новой женщины". Это "новое сознательное поведение" очень сильно отличается от мужского наличием сакрального, потому что отношение мужчины и женщины в рассматриваемый период к церкви, святым, обрядности разное. С чем это было связано? Следует сказать о женских психологических особенностях. Например, Н.К. Крупская считала, что "у женщин всех классов эмоциональная сторона сильнее развита, чем у мужчины того же класса; они более впечатлительны, более легко поддаются настроениям. Их легче убедить, воздействуя на чувства, чем на их разум" [4].
  Такое пристальное внимание к вопросу положения женщины в "новом государстве" можно объяснить одним, но очень важным фактором: фактором влияния. Оно исходит от матери к сыну, от жены к мужу, от сестры к брату, от партнёрши к партнёру и т.д. Многие партийные деятели того переломного времени, основываясь на реальном практическом проявлении, имея аргументированные положения, указывали на большой процент негативного влияния женщины, которое, очень часто, могло выступать катализатором нарушения партийной дисциплины, потому что "культурно отсталые родители коммунистов и их жены, на сквозь пропитанные гнилым религиозным дурманом и старыми привычками рабства, ведут усиленную работу с коммунистами". Результатом этого становилось несоблюдение положения партийной программы о всемерном содействии освобождению масс от религиозных предрассудков и организации широкой научно-просветительной и антирелигиозной пропаганды [1].
  Советская власть столкнулось с проблемой сектантства, ряды которых стала активно пополнять советская молодёжь.
  Как пишет Р.В. Рыбаков, "начавшийся процесс отделения церкви от государства позволил протестантским деноминациям таким, как баптисты, евангелисты, менониты, надеяться на восстановление "религиозной справедливости", "среди всех сект самыми многочисленными и организованными были баптисты и евангелисты, демонстрировавшие к тому же в первой половине 1920-х годов тенденции к объединению в единый союз. Организация работы протестантских общин с молодёжью находилась на высоком уровне и составляла реальную конкуренцию коммунистическим союзам", "в целях вовлечения молодежи в секты применялись самые разнообразные приемы и методы. Но все они сводились к тому, чтобы увлечь юношей и девушек интересной работой и воспитать в них религиозное мировоззрение" [6, с. 113].
  Молодёжь под влиянием советской пропаганды отходила от традиционной религии, заполняя духовный вакуум приобщением к различным сектам того времени, а также провозглашала новую религию "социализм".
  Советская власть, отрицая вековые традиционные религиозные ценности, фактически показала своё презрение и неуважение традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества, тем самым привив подрастающему поколению неуважение и отрицание своей истории и традиционных ценностей.
  Именно большевики заложили основу современного молодёжного нигилизма, который негативно влияет на консолидацию российского общества.
  
  Библиографические ссылки
  
  1.Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1972.
  2.Ермоченко К.П. Первые правовые акты и постановления правительства Советской России в 1917-1920-х гг. как основа антирелигиозного образования и воспитания // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых учёных. - 2022. - C. 472-477.
  3.Краснова А.Г. Понятие религиозности: религиоведение vs религиозная философия // "Образ" религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур. - 2019. - С.35-40.
  4.Крупская Н.К. Антирелигиозная пропаганда. - М.-Л., 1929. - 68 с.
  5.Сталь Л.Н. Антирелигиозная работа среди женщин. Сборник. - М.-Л., 1926.
  6. Рыбаков Р.В. Религиозные объединения молодёжи в 1920-е годы. - 2014. - ? 6. - С. 113-115.
  7.Сильченко И.С. Религия и молодежь. Из истории антирелигиозной деятельности на Урале во второй половине 1920-х гг.: (по материалам свердловской газеты "На смену") // Запад, Восток и Россия. Вып. 24: Урал между Западом и Востоком. -2021. - С. 324-331.
  8. Декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. ? 18. - М., 1942. Отд. I. - Ст. 263. - С. 286-287.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"