Сфинкский : другие произведения.

Твиттер - дазайн?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Илон Маск говорит, что Twitter - это цифровая городская площадь. А также он говорит, что купил этот сервис не для того, чтобы заработать деньги, а потому, что, среди прочего, верит в свободу слова. Соучредитель Twitter Джек Дорси одобряет приобретение Маска, утверждая, что "Твиттер - это самое близкое, что у нас есть, к глобальному сознанию".
  
   Имеет ли смысл думать о Твиттере как о "городской площади" и "глобальном сознании"?.. Или?
  
   Когда Маск и некоторые другие комментаторы используют термин "городская площадь", я думаю, что они ссылаются на традиционную идею "общественной сферы".
  
   Отличительной метрической особенностью сферы является то обстоятельство, что сферу можно преобразовать в закрытый тор, соединив её полюса в её центре. Эта задача относится к числу т.н обратных метрических задач над поверхностями.
  
   Тор или тороид представляет из себя фигуру вращения и является поверхностью рода 1 (сфера с одной ручкой). Эта ручка - задает кривизну.
  
   Кривизна нашей Вселенной очень мала, если вообще отлична от нуля. Поэтому физики-теоретики часто рассматривают Вселенную с геометрией плоского трехмерного пространства. Однако локально плоское пространство может топологически отличаться от евклидова, то есть глобально наше трехмерное пространство вполне может являться трехмерным тором и это пространство можно представить как обычный трехмерный куб, противоположные грани которого склеены друг с другом (такой куб можно назвать элементарным для тора).
  
   Что даёт тор?
  
   Приведу свойства:
  
   Тор с вырезанным диском ("проколотый") можно вывернуть наизнанку непрерывным образом (топологически, то есть серией диффеоморфизмов). При этом две пересекающиеся перпендикулярно окружности на нём ("параллель" и "меридиан") поменяются местами.
  
   Два таких "дырявых" тора, сцепленных между собой, можно продеформировать так, чтобы один из торов "проглотил" другой.
  
   Что это напоминает?
  
   Пример. Все рыбы, живущие в аквариумах, общаются на своем языке и, если внимательно присмотреться вы тоже сможете немного его разобрать. Существует ряд жестов, по которым сразу понятно, какое у рыбы настроение. Например:
  
   - если рыба широко открывает рот, повернувшись к другой рыбе, она как бы демонстрирует всю свою силу и готовность к нападению или защите. Такое поведение показывает, какой свирепой она может быть и что ради собственной безопасности даже сможет проглотить соперника.
  
   Не напоминает ли это смену политической власти и выборы политических элит? Процедуру выделения политической элиты в общей структуре элиты?
  
   Сфера "цифровой городской площади", превращенная в тор, превращается в идеальный механизм волеизъявления народа, дающая "магическим" способом способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества?
  
   Кто или что сегодня решает эту задачу?
  
   Политтехнологии! Т.е "...совокупность способов, методов и процедур воздействия на массы людей с целью придания их политическому поведению характера, благоприятного для достижения определённых политических или управленческих целей. Политические технологии побуждают людей действовать в соответствии с интересами того или иного политического актора, при этом поддерживая среди них ощущение свободы выбора."
  
   А что можно противопоставить политехнологиям?
  
   Сущее. То, что существует само по себе.
  
   Дазайн!
  
   Дазайн (нем. Dasein) - немецкое философское понятие, обычно ассоциируемое с учением Мартина Хайдеггера. "Дазайн" дословно переводится как "вот-бытие", "здесь-бытие" - "сущее, в бытии которого речь (дело) идет о самом этом бытии".
  
   Дазайн было выбрано Хайдеггером как чистое бытийное выражение этого сущего.
  
   "Это сущее, которое есть мы сами и которое среди другого имеет бытийную возможность вопрошания, мы терминологически схватываем как Дазайн".
  
   Каков его "механизм"?
  
   Если мы обратимся к философии Хайдеггера, у него есть понятие Das Geviert - Четверица, онтологическая структура, представляемая как пересечение осей.
  
   Четверица, по-немецки das Geviert - это фундаментально-онтологическая структура Seyn-бытия Хайдеггера, которую можно представить в виде пересечения двух осей, которые определяют, соответствующие пары противоположных сторон: Неба (Himmel) - Земли (Erde) и Божественных (Göttlichen) - Смертных (Sterblichen). Стороны не противостоят друг другу, они отражают друг друга в бесконечном круговом движении, при этом каждая находится в неотъемлемом единстве со всей Четверицей.
  
   Четверица бытия - эта щель света между двумя идеально черными вечностями ничто, из которого она образуется в результате события (Ereignis), которое порождает стороны бытия, помещая в центр Четверицы Вещь (Ding) и аутентичный Dasein.
  
   Это Небо, Земля, Божественные и Смертные. Четыре части человека, которые соответствуют четырем аристотелевским причинам.
  
   Небо - это космос, порядок, закон, логос порождающий формы, которые воплощаясь в материю становятся вещами, обьектами физического мира.
  
   Земля ("безвидна и пуста") - это материя, бесформенная и инертная ткань, способная к восприятию форм и образовани пространства.
  
   Божество - дух, движущая сила, аттрактор, притягивающий к себе свое отображение - дух человека.
  
   Человек - образ и подобие Божества, воплощенное в материю, способное к познанию форм, и стремящееся к воссоединению с Богом и приведению всего мира в идеальное состояние Порядка-Космоса.
  
   Четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (вопрос "Что это есть?"), материя ("Из чего?"), цель ("Ради чего?") и перводвижитель ("Откуда начало движения?"). Либо: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая, 4) причина финальная.
  
   Это четыре ветви власти. И четвертая в ней - средства массовой информации. Заметьте - политтехнологии только используют средства массовой информации То есть "четвертая власть" - сегодня вовсе не власть, а enginе "совокупности способов, методов и процедур воздействия на массы людей с целью придания их политическому поведению характера, благоприятного для достижения определённых политических или управленческих целей". Ключевой областью применения политических технологий являются избирательные кампании, в рамках которых технологии могут быть направлены как на повышение уровня электоральной поддержки кандидата, политической партии или определённого политического решения (в случае референдума), так и на снижение уровня поддержки конкурирующих кандидатов, партий, а также предлагаемых ими решений.
  
   Это значит...
  
   Вспоминаем еще один пример:
  
   ...Вспоминаем иллюстрацию Антуана де Сент-Экзюпери к повести-сказке "Маленький принц" - удав, который проглотил слона. Любой взрослый, увидев эту картинку, скажет, что это шляпа. И лишь только ребенок поймет, что это удав проглотил слона.
  
   Пора бы и нам понять, что удав проглотил средства массовой информации. Они вовсе не то, что существует само по себе!
  
   А теперь со знанием этого вернемся к Das Geviert - Четверице, онтологической структуре, представляемой как пересечение осей.
  
   Каких осей?
  
   Небо-Земля
   Божество-человек
  
   Пересекаются они в "Вещи". В единичной вещи. В том какая она вещь есть. Это пересечение возращает самое-себя.
  
   Хайдеггер отвечает на вопрос: что есть вещь?: "Вещь всегда" каждый раз это... С самого начала метафизика понимала "вещь" как основу, опору множества свойств. Кант: "все явления содержат что-то постоянное как сам объект и что-то изменяющееся как простое определение этого объекта, то есть способ существования объекта". В своей главной работе Бытие и время Хайдеггер систематически отвергает слово "вещь", которую он считает слишком резкой метафизический в пользу немецкого термина Zeug непереводим на французском языке, который относится к способу, в котором греки называли вещи, pragmatas, πράγματα смыслом "что он возвращает", "с чем мы имеем дело" и что в греческом видении могло касаться всего бытия. Чтобы снова представить то, что исчезло на горизонте, - это не переводить вещь на суд ego cogito, это не представлять себя, а подвергать сомнению "явность" бытия, а не субстанцию. из которых должны появиться). Правильно говоря, исправление вещей возможно только при прояснении, которое позволяет миру и человеку предстать как "существо-в-мире". Столь доминирующее понятие Dasein вместо того, чтобы быть человеком, означает не "быть там", а само "быть-там", то есть открытое, чистое, где, от ближайшего к самому далекому, присутствие вещей раскрывается.
  
   Чтобы понять как образуктся такая "вещь" в политическом устройстве, надо понять пересечение каких осей.
  
   Небо-Земля
   Божество-человек
  
   Давай те же "нарисуем", а потом обратим внимание (забегаю вперёд) на т.н 4-вектор. Аппарат четырехвекторов позволяет наиболее просто и единообразно находить законы преобразования кинематических и динамических величин:
  
   4-вектор (четыре-вектор, четырёхвектор) - вектор в четырёхмерном пространстве Минковского, а в более общем случае - вектор в искривлённом четырёхмерном пространстве-времени. Компоненты любого 4-вектора, описывающего физическую систему, при переносе или повороте системы отсчёта, а также при переходе из одной системы отсчёта в другую преобразуются по одному и тому закону, задаваемому преобразованием системы отсчёта. В 4-векторе одна временна́я компонента и три пространственных. Пространственные компоненты составляют обычный пространственный трёхмерный вектор, компоненты которого могут быть выражены в декартовых, цилиндрических, сферических и в любых других пространственных координатах.
  
   Если хотите именно Закон преобразования четырёхвектора (совокупность 4-х величин, преобразующихся при переходе от одной инерциальной системе отсчета к другой. Согласно принципу относительности обьективные законы физики должны сохранять свойю форму во всех инерциальных системах отсчета. Это условие автоматически выполняется, если они записываются в четырехвекторной или четырехскалярной форме.
  
   Вот давайте разбираться с пересечение осей:
  
   Небо-Земля
   Божество-человек
  
   Да... В сказке Сент-Экзюпери очень много умных и философских высказываний. Наиболее известное: "Мы в ответе за тех, кого приручили". И если нарисовать простой тор, то давайте разбираться что в нём находится. И так ... Тор - поверхность вращения 4 порядка. Поверхность тора образуется при вращении окружности вокруг оси, расположенной в плоскости этой окружности, но не проходящей через ее центр. В этом смысле, и важен механизм возвращения к центру, точке отсчета - поверхность вращения 4 порядка. Если произвольная прямая пересекает тор в общем случае в четырех точках, следовательно это поверхность четвертого порядка. Дазайн и есть поверхность вращения 4 порядка.
  
   Можно облегчить себе задачу, вспомнив задачу о равносоставленности круга и равновеликого квадрата. Это - раз. Два вспомнив про плоский тор.
  
   Вот что такое Власть - это нечто, что определяет законы в каждой точке общественной жизни. Не так ли?
  
   Вот-вот... Это об упомянутом выше Законе преобразования четырёхвектора (совокупность 4-х величин, преобразующихся при переходе от одной инерциальной системе отсчета к другой). Согласно принципу относительности обьективные законы физики должны сохранять свойю форму во всех инерциальных системах отсчета. Это условие автоматически выполняется, если они записываются в четырехвекторной или четырехскалярной форме.
  
   Тор получается из квадрата отождествлением точек на противоположных сторонах.
  
   Возможно ли разрезать круг на конечное количество частей и собрать из них квадрат такой же площади? Или, более формально, можно ли разбить круг на конечное количество попарно непересекающихся подмножеств и передвинуть их так, чтобы получить разбиение квадрата такой же площади на попарно непересекающиеся подмножества?
  
   Так вот... Плоский тор - это фигура, топологически эквивалентная квадрату. Если представить себе квадрат и соединить его верхнюю границу с нижней, мы получим что-то вроде цилиндра. Если затем соединить края цилиндра друг с другом, то получится тор - фигура, похожая на бублик. Однако, если на исходный квадрат нанести вертикальные и горизонтальные линии, то вертикальные линии в ходе преобразования сохранят свою длину, в то время как горизонтальные окажутся растянутыми. Это происходит потому, что невозможно соединить края цилиндра, не растягивая его.
  
   Всё! Теперь мы можем разбираться с пересечением осей:
  
   Небо-Земля
  Божество-человек
  
   Итак...
  
  Я думаю, что имеет смысл говорить о Твиттере, как о "четвёртой власти". А о ней - как о четвёртой обобщенной координате. А вот что можно сделать с "четвёртой властью" - об этом это эссе. Для интриги - еще одно небольшое рассуждение:
  
  Вот мы имеем сферу. Вот проделали в ней дырку. Дырка и сфера - подобны. Теперь представим как можно одно превратить в другое...
  
  Допустим вы сидите в сфере. Допустим через дырочку в ней вы видите звёздное небо. Как Иммануил Кант!
  
  Иммануил Кант не верил в Бога, однако он восхищался окружающим миром, и весь мир помнит его знаменитую фразу: "Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем". Кант построил этику долга, исходящую из убеждения, что всякая личность - самоцель, и никогда не должна рассматриваться как средство. Основным законом этики является, по Канту, формальное внутреннее повеление, категорический императив. Он требует: поступай только согласно такому правилу, относительно которого ты можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.
  
  Так вот "городская площадь" - это такая система координат, в которой личное всех становится всеобщим законом.
  
  
  
  Деятельность людей в сфере общественных отношений изначально дифференцируется на две составляющие: "рациональную", отражающую степень влияния человека на обстоятельства и "иррациональную" (система магических действий), выражающую степень зависимости человека от природы. Логика этих рассуждений лежит в основе концепций происхождения магии и религии. Магия и религия являются частью общей культуры и миропонимания, но они концептуально разошлись с развитием западного монотеизма, где возникло различие между сверхъестественными событиями, санкционированными господствующей религиозной доктриной (чудесами), и магией, основанной на народных верованиях или оккультных манипуляциях. В домонотеистических религиозных традициях нет принципиального различия между религиозной практикой и магией.
  
  Основное отличие религии и магиии заключается следующем:
  
  Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхестественный мир и его сверхъестественные обитатели и силы. Своебразие магии в том, что эта сверхъественная сила мыслится как присущая самому человеку. В магии раздвоена деятельность человека на здравую, обеспечивающую реализацию цели естественными средствами, и магическую, паразитическую, долженствующую способствовать достижению нужных человеку результатов сверхъестественным способом. Раздвоение сил человека на естественные и сверхъестественные было исходным пунктом движения, которое завершилось раздвоением мира на мир естественный и мир сверхъестественный.
  
  Если первоначально сверхъестественная сила мыслилась как присущая самому человеку, как особая его сила, то в дальнейшем она предстала как атрибут особого мира, противостоящего человеку и властвующего над ним. Если первоначально противопоставление естественной и сверхъестественной силы выражалось лишь в различении естественных и сверхъестественных влияний человеческих действий, то в дальнейшем оно приобрело характер противопоставления естественных и сверхъестественных существ, естественного и сверхъестественного миров.
  
  Дальше демонизма развитие религии в собственно первобытном обществе не пошло. Он был последней и высшей формой религии собственно первобытного общества. Если подходить с чисто внешней стороны, то эволюция религии в последующие эпохи - вначале предклассового, а затем и классового общества предстанет перед нами в основном лишь как естественное продолжение предшествующего ее развития - как завершение движения по линии все более полного раздвоения мира в сознании человека.
  
  Расслоение в обществе, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое иллюзорное отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ несколько особо могущественных - богов. Боги в отличие от демонов, которые имели лишь родовые имена (дриады, лешие, домовые, тролли и т.д.) всегда имели собственные имена, например, Один, Тор, Бальд, Фрейр и т.п. - у северных германцев, Дажьбог, Перун, Ярило, Стрибог, Хорс, Сварог, Велес и т.п. - у восточных славян.
  
  В настоящее время политические идеологии, делятся по принципу взаимоотношений государства и личности, которые соотносятся как целое и часть. Т.е. личность не может существовать без государства, но и государство в свою очередь не может функционировать без личности, ибо государство - это есть общество с правовыми отношениями.
  
  Аристотель в своей работе "Политика" утверждал, что: "...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому".
  
  Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и во взаимных правах и обязанностях.
  
  Личность на государство может влиять как в опосредованных формах (партии, движения, общественные объединения), так и непосредственно (выборы органов государства, обжалование действий и решений должностных лиц в судебном порядке). У государства больше возможностей влияния на личность, чем у отдельной личности на государство.
  
  Одни политические идеологии стремятся усилить роль государства, другие - роль личности. Предельные формы этих идеологий, таким образом ведут к вырождению личности или государства - фашизму или коммунизму.
  
  Очевидно, что политические идеологии, которые стремятся усилить роль личности (либертарианство, анархо-капитализм, минархизм, геолибертарианство (джорджизм), которые не существуют в сколько-нибудь широко поддержанных организационных формах, но в какой-то условной степени их производными является либерализм) - имеют исторические корни в магии, а политические идеологии, которые стремятся усилить роль государства (монархии, авторитаризма, деспотизм, тоталитаризма, республиканство, консерватизма, фашизма) - в религии. При этом магия вырождается вследствии равенства личностей, а религия вырождается вследствии приобретения государством сверхестественных свойств и сил.
  
  В дальнейшем история дифференциации и расслоения повторяется - одни государства приобретают более сверхестественные свойства и силы, другие - остаются с меньшими. При этом расслоение коснется и самой государственной элиты. То есть масштабирование фашизации будет продолжать увеличиваться. Но!... Если учесть, что личность при фашитизации вырождается, то на её место приходит "общество". Не государство = личность, а государство = общество.
  
  Что интересно!
  
  Можно сравнить как происходит масштабирование политизации и масштабирование изображения, т.е изменение размера цифрового изображения с сохранением пропорций.
  
  Простейшим способом последнего является удвоения разрешения - метод копирования ближайшего пиксела, заменяющий каждый пиксель четырьмя пикселями того же цвета.
  
  Замещение (на самом деле и строго говоря - это касательное преобразование - преобразования, названные так Софусом Ли, получаются, если вместо билинейного уравнения положить в основу какое-либо уравнение более высокой степени относительно четырех точек на прямой и обратной плоскостях) имеет место и в политизации общества. Вспоминаем...
  
  Помните одну из историй барона Мюнхгаузена? Тот самый барон провалился в болото вместе с лошадью? Чтобы спастись он вытащил себя за волосы.
  
  Мог бы он?
  
  А почему нет?
  
  Представьте себе как нечто неизменное - "дырку". "Дырка" - это абсолютное то, что изменить нельзя, так как нечего менять. Но! Где бы она не была можно вывернуть наизнанку - петле разрешается проходить через саму себя. Для этого нужно ... представьте себе барона Мюнхгаузена в болоте... Ничего изменить нельзя. Это такая полая сфера - дырка. Чтобы вылезти из нее надо 4 координаты, которые обобщают противоположное, прямое и обратное (интервал) вывернуть наизнанку в одной точке. Это и есть касательное преобразование. Представьте, что четыремя пальцами барон Мюнхгаузен меняет местами внешнюю и внутреннюю поверхность дырки. О!.. Вот в этом и заключается смысл касательного преобразования - обобщение пространственных координат противоположного, прямого и обратного. В том смысл 4 ветвей власти!!!
  
  Собственно говоря, с тем же смыслом используется прямоугольная система координат (также известная как декартова система координат) - прямолинейная система координат с взаимно перпендикулярными осями на плоскости или в пространстве. Наиболее простая и поэтому часто используемая система координат. Очень легко и прямо обобщается для пространств любой размерности, что также способствует её широкому применению.
  
  Если еще глубще зарываться в тему, то общей декартовой системой координат называют аффинную систему координат (от лат. affinis "соприкасающийся") - прямолинейная система координат в аффинном пространстве. Аффинное пространство - математический объект (пространство), обобщающий некоторые свойства евклидовой геометрии. Размерность аффинного пространства равна по определению размерности соответствующего пространства свободных векторов. При этом число точек в максимальном аффинно независимом множестве точек аффинного пространства оказывается на единицу больше размерности пространства. Отсюда - четырехмерность нашего пространства. Да и государства - тоже!
  
  Первой, второй и третьей властями в государстве являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Четвёртая власть - эпитет для отсылки к средствам массовой информации. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия. Но она и не должна выполнять подобные функции. Достаточно провести аналогии со свойством интервала в искривлённом четырёхмерном пространстве-времени. Компоненты любого 4-вектора, описывающего физическую систему, при переносе или повороте системы отсчёта, а также при переходе из одной системы отсчёта в другую преобразуются по одному и тому закону, задаваемому преобразованием системы отсчёта. Интервал, также как и деятельность СМИ - аналог расстояния между двумя событиями в пространстве-времени, являющийся обобщением евклидового расстояния между двумя точками, описываемымми тремя пространственными координатами или тремя ветвями власти. Интервал лоренц-инвариантен, то есть не меняется при переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой. А Квадрат интервала, что есть - симметричная билинейная форма на конфигурационном 4-мерном многообразии пространства-времени и обеспечивает "вращение".
  
  Вывод:
  
  Трехмерное пространство (x, y, z) и время (t), сливаясь в один четырехмерный континуум, уже не является евклидовым четырехмерным пространством, но может быть отображено на него с помощью возведения интервала в квадрат. Квадрат интервала напоминает скалярное произведение вектора самого на себя или вытаскивания барона Мюнгаузена из болота. Или напоминает осознание бессознательного. Или - поменять местами звездное небо и моральный закон внутри себя.
  
  Вообще говоря - это бузусловно магия, но можно или нельзя это сделать - это уже религия. Однако, стоит отметить всё же, что всё дело в средствах массовой информации. И в этом смысле - следи за Илоном Маск и его "городской площадью".
  
  Этот чувак явно вьехал в то, что Твиттер как класс грубых хаотических систем, а это системы с однородным гиперболическим поведением, теория которых была заложенав работах Аносова, Алексеева, Смейла, Вильямса, Синая, Плыкина, Рюэля, Песина, Ньюхаусаи других. Все траектории такой системы - седловые (седло - это точка вращения пространства, то есть точка в которой можно выдернуть барона из дырки), что приводит к тому, что векторные пространства всевозможных малых (касательных) возмущений во всех точках траектории допускают представление в виде прямой суммы строго растягивающих и строгосжимающих подпространств.
  
  Еще не сделали вывод?
  
  Скоро мы увидим магию того как Твиттер станет магическим государством, а за ним и Мета... и... вообщем - довольно интересная формула - магическое государство = "городская площадь". Но самое "смешное" тут в том, что по прежнему будет происходить дифференциация. И одна "городская площадь" станет обьектом религии, фашистской одним словом, другая - коммунистической и обьектом магии. Что победит на этот раз - магия или религия? Кого барон Мюнгаузен вытащит из болота, а Маленький Принц из-под шляпы? Неужели дазайн ! Но мне почему то кажется, что это окажется просто попыткой заменить религионое государство, в котором верят в политическое устройство, государством магическим.
  
  Почему так кажется?
  
  Потому что то, что есть в мире и есть сущее. И мы - люди - это то, что есть. Я думаю что в центре Тора находится идеальная Кривизна пространства - времени. В 4-мерном пространстве-времени это даёт 20 величин, 10 из которых связаны с тензором Вейля, 9 - с бесследовым тензором Риччи и 1 - со скалярной кривизной. Под шляпой Маленького Принца - обратный дазайн. Миром правит обратный дазайн.
  
   Пессимизм?
  
   Не. "Дело не в пессимизме и оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума." Антон Павлович Чехов.
  
   Вспоминаем: что даёт тор?
  
   Выворачивает наизнанку непрерывным образом. Это и есть то что есть - сущее, дазайн.
  
  На самом деле 4-вектор - это о вращении в трёх измерениях. В четырех - понадобятся восемь измерений. Соответственно и восемь ветвей власти. Четырёхмерное вращение описывается двумя кватернионами единичной нормы, с точностью до умножения обоих одновременно на −1.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"