Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Православие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сделана попытка переформулировки обоснования православия на языке научных сотрудников и инженеров. Православие состоит из трех частей: системы ценностей и запретов; исторических свидетельств о воскресении Иисуса, придающих авторитет Новому Завету и подтвержденных опытом христианских подвижников, и учении православных богословов. Мораль нового завета провозглашает высшей ценностью любовь и задает любовь как норму отношений между людьми. Ценности и мораль лежат вне сферы науки. Исторические свидетельства не могут быть ни опровергнуты, ни подтверждены. Догматика - научный продукт и, вообще говоря, может ставиться под сомнение. Она различна в различных христианских церквях. Мирянам, не специалистам в догматических тонкостях, нет ни возможности, ни необходимости в этом разбираться. Естественно доверять своей церкви, церкви пращуров. Лучше верить, чем не верить. Современный, высокообразованный человек может верить - это эмпирический факт.


Православие

Реферат

   Сделана попытка переформулировки обоснования православия на языке научных сотрудников и инженеров. Православие состоит из трех частей: системы ценностей и запретов; исторических свидетельств о воскресении Иисуса, придающих авторитет Новому Завету и подтвержденных опытом христианских подвижников, и учении православных богословов. Мораль нового завета провозглашает высшей ценностью любовь и задает любовь как норму отношений между людьми. Ценности и мораль лежат вне сферы науки.
   Исторические свидетельства не могут быть ни опровергнуты, ни подтверждены. Догматика - научный продукт и, вообще говоря, может ставиться под сомнение. Она различна в различных христианских церквях. Мирянам, не специалистам в догматических тонкостях, нет ни возможности, ни необходимости в этом разбираться. Естественно доверять своей церкви, церкви пращуров. Лучше верить, чем не верить. Современный, высокообразованный человек может верить - это эмпирический факт.

Введение

   Люди часто думают, что новое лучше старого. Это верно в отношении ремесла. Современный нож с лазерной заточкой лучше каменного. Ремесло действительно эволюционирует.
   Но, к примеру, современная вода, вряд ли, лучше старой.
   К сожалению, наиболее существенные для нас вещи не эволюционируют или даже деградируют. Поэтому внимательно рассмотреть систему ценностей и запретов наших предков полезно. О православии, конечно, написано очень много людьми, знающими гораздо больше чем автор. Не кощунство ли то, что я пишу? Надеюсь, что это скорее перевод. Известно высказывание Вольтера - "если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Это атеистическое высказывание. Оно означает, что религия полезна. Думаю , что религию выдумать нельзя. Смысл нижеследующего иной. В работе проводится иная мысль - "если бы православия не было, не было бы и православных".

Авторитет

   Авторитет Евангелия, помимо его нравственной высоты, ощущаемой почти всеми, основывается на свидетельствах о Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Этим свидетельствам можно верить или не верить, как любым историческим свидетельствам.
   Свидетельства сводятся к тому, что тело Иисуса исчезло; Мария Магдалина и одиннадцать его учеников общались с Иисусом после его распятия и смерти. Можно считать эти свидетельства ложными целиком или частично, можно им верить. Доказать их ложность невозможно.
   Авторитет Церкви основывается также на опыте святых. Часть этого опыта принадлежит нашему времени и ставить его под сомнение сложно.

Метафизика Нового Завета

   Под метафизикой мы понимаем утверждения о мире, которые
   входят в сферу науки (не носят ценностного характера). Новый завет утверждает существование Бога относящегося к людям как отец к детям, силу веры, торжество справедливости, вечную жизнь. На этом метафизика исчерпывается. Христианское богословие принимает обычно метафизику Библии, но Иисус Христос говорит только о законе, т.е. о морали Библии. Из закона принимаются, прежде всего, две заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Отвергается значение обрядности. Утверждается сила веры. Предсказывается торжество справедливости.
  

Система ценностей

   Главная ценность Нового Завета - любовь, любовь к Богу и ближнему. Любовь и требование и награда.
   Новый Завет обещает вечную жизнь, обещает вхождение праведников в Царствие Небесное.
  

Система запретов

   Основной вопрос, с которым сталкивается каждый человек - это вопрос - как жить? Божественное Откровение дает сжатый ответ на этот вопрос - "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф., VII, 12); Кант был уверен, что этот закон заложен в душу каждого человека и видел в этом доказательство существования Бога. Это и так и не так. Мне думается, что такая уверенность Канта результат его христианской культуры. Это мораль, стратегия, которая соответствует наиболее эффективным человеческим отношениям.
  

Новый Завет как целое

   Содержание Евангелия, конечно, не сводится к вышеизложенному. Это текст, который две тысячи лет определяет жизнь христианской цивилизации. С точки зрения неверующих это внутренне противоречивый текст. Для верующих это Слово Божье, выражающее истину. Для того чтобы его понять не достаточно ума, необходимо сердце, необходима праведность. С точки зрения верующего биолога, прогресс - это все более точное понимание Божественного откровения.
  

Православие

   С точки зрения биологии, православие - ядро нашей культурной наследственности, не более и не менее реальное, чем наш геном.
   Наш геном вместе с культурой обеспечивал жизнь в течение 1000 лет. Сорок поколений наших предков имели успех. В этом смысле Православие истинно. В ДНК есть группы молчащих генов. Если мы больше не верим Новому Завету, то это молчащая недействующая часть нашей культуры. Сейчас вера оскудела. Мне хочется разобраться - есть ли для этого основания?
   Евангелия - тексты, описывающие события, имевшие место 2000 лет назад в Палестине. Не вызывает сомнений, что Иисус существовал и что дух его проповеди точно передают Евангелия. Текст доступный автору и всем православным мирянам, - это результат тщательного исторического анализа дошедших до нас документов.
   Православие - это одно из возможных толкований Евангелия. С одной стороны, - это тщательный исторический анализ, перевод, установление подлинности, датировка, отсев не достоверных источников, в частности, апокрифических евангелий. Эта общая часть христианского богословия. С дугой стороны, это религиозный опыт православной церкви (совокупности верующих) и определенное понимание и толкование Евангелия православными богословами. История жизни церкви.
   Есть и другие церкви. Они также обеспечили выживание. Дух Евангелия запрещает их осуждать. Наше дело блюсти нашу чистоту. Этим занимается православное богословие.
   Богословие - это наука. Богословы - это ученые, со всеми преимуществами и недостатками свойственными ученым. Богословы, как и ученые, необходимы, но не безгрешны. Они могут ошибаться, не любят признавать ошибки, любят давать определенные ответы в случаях, когда таких ответов нет. Как и все люди, больше обращают внимание на чужие недостатки, а не на собственные.
   В учении любой христианской церкви есть какая-то правда. Например, возможно, что милостыня, в форме предоставления заработка (кальвинистская форма), не менее важна, чем прямое подаяние. Экономические успехи протестантских стран, отмеченные Вебером, возможно, связаны с таким пониманием.
   Церковь Христова должна быть как-то организована. В ней естественно возникает административная иерархия. Представители духовенства, занимающие вершину иерархии, вынуждены заниматься административной деятельностью и политикой.
   Эти две составляющие деятельности Церкви уязвимы для внешней критики, часто вполне справедливой. Но не они
   составляют сущность Церкви.
  

Религия и наука

   Области естественной науки и религии почти не соприкасаются. Религия задает ценности. Наука изучает законы природы. Кстати, наука ничего не потеряет, если скажет, что изучает законы Бога, и создатели фундамента современной науки именно так и понимали свою деятельность.
   Конфликты возникают тогда, когда псевдонаука вступает в область веры, начинает заниматься метафизикой, когда распространяет опытные знания на уникальные события, когда претендует на знание абсолютной истины. Мне кажется, что это болезнь роста. В XIX - XX вв. в среде околонаучной интеллигенции распространилась вера в науку. Полезные для практики модели мира стали восприниматься как окончательная, истинная картина мира. В той узкой области, где богословие и наука действительно соприкасались, например, в вопросе расстановки знаков препинания в священных текстах, конфликт не возникал.
   Философия и религия соприкасаются в некоторой степени. Автор ценит критическую часть философии - скептицизм, позитивизм. Я склонен верить Расселу, когда он пишет о несостоятельности средневековых логических доказательств существования Бога. Склонен верить позитивистам в том, что идеализм и материализм научное мифотворчество. Даже материалист и атеист В.И. Ленин признавал неопровержимость субъективного идеализма Беркли. То есть, не нужно забывать, что мы, по большому счету, как ничего не знали, так и не знаем.
   В то же время, обычно, удобно представлять, что стол - это стол, а не вещь в себе и не конфигурация молекул.
   Я не верю основоположнику позитивизма О.Конту, когда он выстраивает историческую схему "миф-религия-наука". В. Соловьев вполне основательно критикует эту схему, хотя и напрасно на основе ее не состоятельности критикует позитивизм в целом.. Религия - это религия, а наука - это наука.
   Метафизика религий и особенно церковных учений, соприкасаются с научной картиной мира. Атеизм широко использовал эти случаи. Новый Завет, как отмечено выше, не содержит метафизики попадающей в сферу естественных наук. Атеисты занимаются Библией, в основном книгой Бытие и другими религиями.
   Мы сейчас знаем больше о мире, чем несколько тысяч лет назад. Физические модели космоса и его эволюции выходят за рамки нашего воображения. Не знаю как физики, я не могу представить ни край космоса, ни его границу. Но, это не облегчает и не затрудняет веру в Бога. Православное святоотеческое богословие утверждает: "Бог в Самом Себе непознаваем и недоступен".
   Мне как биологу ближе вопрос о человеке. Человек не произошел от обезьяны, но видимо и человек и обезьяны имели в филогенезе общего предка. Очевидно, что тело человека похоже на тела животных и особенно обезьян. Сущность отличия человека от животных лежит не в различиях ДНК, а в наличии культурной наследственности и в информации передаваемой культурой. Коротко и просто - человек создан из глины, но наделен бессмертной душой и в этом последнем подобен Богу. Если мы интересуемся тем, как жить, краткое определение вполне достаточно. Одно и тоже явление описывается различными моделями, в зависимости от задач, которые мы ставим. Различия этих моделей, не означает, что одна из них неверна.
   Русская православная церковь никогда не боролась с наукой и наука не боролась с церковью. С церковью боролись язычники, атеисты, материалисты, социалисты, как правило, люди достаточно невежественные и господствующие церкви во всем мире, и в России тоже, боролись с ересями и атеизмом. Русское православие выделяется среди других церквей мягкостью средств этой борьбы. Однако любое насилие, даже мягкое, не совместимо с духом Нового Завета. В книге, написанной коллективом советских историков после семидесяти лет поисков грехов православной церкви, мы не находим ни одного случая преследования ученых. Научная литература не подвергалась церковной цензуре. Церковь стремилась предотвратить распространение ересей и околонаучной атеистической публицистики. Церковная цензура существовала в России короткий период с 1828 по 1906 г., наряду со светской. Оглядываясь назад нужно признать, что почти во всем церковь была права. Однако цензура не достигала цели. Запрещенная литература сейчас же получает привлекательность запретного плода.
   Мне кажется, что ересь возникает тогда, когда одна группа верующих говорит, что другая ошибается. То, что христианство разбилось на ряд направлений, - это факт. То, что люди для своего удобства предпочитают определенное решение в неопределенных положениях, - это тоже факт.
   Догматы различных церквей - результат человеческого логического анализа текста Нового Завета. Истинность различных решений может быть более или менее вероятна. Мирянин не может разобраться в аргументации, и вынужден верить богословам. Естественнее верить своим богословам.
   Мне кажется, что претензия на точное понимание, Божественного Откровения - грех. Нам нужно верить и исполнять заповеди.
   Понимание метафизики Нового Завета, вероятно, может меняться с изменением научных представлений и изменением среды. Историки пишут о двоеверии русского народа в первые века после принятия христианства. Духовенство относилось к этому снисходительно. Сейчас в России положение напоминает первые века. Далее последует изложение современного интеллигентского двоеверия. Я надеюсь, что это не ересь, так как я не утверждаю, что обладаю истиной. Это возможное представления не конкретизированных в Божественном Откровении понятий.
   1. Внимательно читая Новый Завет, в переводе на русский язык, я обнаружил, что он обещает христианам вечную жизнь, бессмертие. Современная генетика неожиданно подтвердила, что наша материальная сущность - ДНК - существует вечно. С обывательской точки зрения, в простейшей трактовке - это вечная жизнь организма, несущего конкретную комбинацию генов. Вряд ли жизнь организма (тела) существенна. Если эта комбинация существует во времени непрерывно или даже с перерывами, мы, вероятно, имеем право называть органическую жизнь вечной. Геном человека состоит из огромного количества локусов, включает молчащие гены. Формально разные наборы генов могут быть неотличимы на фенотипическом уровне. Различие, отсюда, непрерывная величина.
   У человека большое значение имеет культурная наследственность. В ходе индивидуальной жизни мы постоянно меняемся. Мы, однако, называем "Я" эту последовательность изменений, даже в случае существенных изменений. Мы, с некоторыми изменениями, повторяем "Я" наших предков и передаем это "Я" потомкам. Отсюда вечная жизнь это в некотором смысле не невозможное чудо, а опытный факт. Любые представления о вечной жизни души ближе к действительности, чем формула атеистов: "умрем, трава вырастет".
   2. Христиане верят в торжество справедливости. Исходя из вышенамеченного понимания вечной жизни, можно представлять "страшный суд" как вечное пребывание в грехе грешников и в праведности - праведников. Преступники вечно воруют, насилуют, убивают, их сажают в тюрьмы, насилуют, избивают, казнят. Такое представление о "муке вечной", кажется мне возможным. Толкователи Евангелия различно говорят о судьбе праведников и грешников. Эразм Роттердамский писал: "Мы рассуждаем, как возможно огню, в коем горят души нечестивцев, вещи материальной, воздействовать на вещь бестелесную. Насколько важнее приложить все старания к тому, чтобы этот огонь, каков бы он ни был по своей природе, не нашел, что выжечь в наших душах!"
   3. Евангелие говорит о силе веры - "все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Матф. XXI, 22). Не подлежит сомнению, что вера творит чудеса. Та интенсивность веры, которая доступна обыкновенному человеку, гор не сдвигает, но с человеком делает все, что угодно. Это лучше всего показывает история христианства, коммунизма, диссидентского движения в СССР. Евангелие говорит о том, что сильная вера способна сдвигать горы. Доказать, что это не так, невозможно.
   4. Православные верят во всемогущего Бога, относящегося к людям, как к любимым детям. Мир, в котором мы живем, полон жестокости и страдания. Как это совместить?
   Мы не знаем, что такое страдание, боль. Мы с трудом и на веру воспринимаем школьные истины. Когда мы знакомимся с физическими моделями космоса, у нас ум заходит за разум. Мы не способны справиться с собой. Все наши попытки улучшить мир не сделали нас ни на йоту счастливее.
   Не разумно судить о том, что мы не можем понять. Не надо спешить "исправлять карту звездного неба".
   Еще раз подчеркиваю, что так можно понимать Новый Завет, но только можно, ни в коем случае не нужно. Божественное Откровение говорит о сущности мира, которую мы не можем ни понять, ни представить. Намеки, разбросанные в тексте Евангелия, порождают веер толкований, каждое из которых, взятое в отдельности, ложно. Что-то вроде реализации случайной величины, но не сама эта величина.
   А.Ф. Лосев (1999, с. 391-393), говоря о толковании Апокалипсиса, рекомендует понимать его буквально: то, что осуществится, будет иметь именно указанный символический смысл, а не иной. Как пророчества будут осуществляться, мы не знаем. Точно так же и Новый Завет лучше всего понимать буквально.
   Мне приятно отметить, что вышевысказанное понимание почти полностью совпадает с тем, которое развивает Лосев. Эволюционная теория предлагает модели того, как Бог слепил человека из глины.
   Несмотря на то, что быть христианином в настоящее время можно, оскудение веры и распространение атеизма имеет место. Я чуть-чуть познакомился с атеистической литературой. Она неоднородна. Большая часть ошеломляет своей наивностью и недобросовестностью. Я не буду касаться этой части. Однако среди атеистов есть и люди образованные и заслуживающие уважения. Например, Марк Аврелий распорядился разыскивать и казнить христиан на основе ложной информации об их пацифизме. Ренан, на основе своих исторических исследований, не склонен верить в божественное происхождение Иисуса. Швейцер отказался от христианства на основании убеждения, что Иисус Христос ошибочно предсказал время страшного суда. Гинзбург обосновывает атеизм впечатлением, что доля верующих меньше среди образованных людей. Наконец, многочисленные богословы иных религий не принимают Новый Завет, или не принимают его как Божественное Откровение.
   Православных людей это не должно смущать, поскольку Новый Завет свидетельствует, что многие современники, очевидцы описанных событий, видели и не верили.
   Я пишу в основном для своих братьев-интеллигентов, которые вроде бы должны в первую очередь ориентироваться на мораль Евангелия.
   Казалось бы, отрицать христианство должны люди, отрицающие вышеприведенный принцип: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Таких людей не много, хотя в XX в. их число заметно увеличилось.
   Если принцип принимается, то возникает желание верить в его авторитетность. Если желание возникло то, казалось бы, все сомнения можно разрешить на основе мысли Паскаля, который писал, что если мы имеем текст, отдельные места которого исполнены глубокого смысла, а другие нам не понятны, то вероятно текст зашифрован. Можно допустить, что этот текст искажен при передаче или что мы его просто не понимаем.
   Паскаль также убедительно показал, что если человек сомневается, то на основе нашей логики он должен все же жить по Евангелию. Новейшие исследования счастья приводят к заключению, что при этом он, видимо, ничем не жертвует в этой жизни.
   Человек свободен. Если он хочет не верить в Бога, не верить в Божественное Откровение, он может быть атеистом. Это дает свободу от христианских запретов. Не обязательно любить ближнего. Можно убивать, красть и прелюбодействовать. Освободившийся от религиозных запретов человек может свободно отдаться в рабство животным инстинктам, принять какую-то иную систему ценностей, к примеру, предложенную Марксом, Розенбергом или Хаеком, может (в крайне редких случаях) создать собственную систему.
   Нет никаких научных оснований нам русским отказываться от православия. Божественное Откровение неколебимо. Более того, сейчас стало довольно очевидно, что отказ от христианских ценностей приводит к смерти физической и культурной.
  

Литература

   Лосев А.Ф. 1999. Диалектика мифа. В кн.: Самое само, М "Эксмо-ПРЕСС", 1021 с.
  
  
  
  
  
   Это чувствуется. Непонятно, что вдохновляет воинствующих атеистов на борьбу с христианством.
  
   Божественное Откровение обещает бесконечное блаженство праведникам и бесконечные мучения грешникам. Но в чем состоит это блаженство и мучения прямо не определено.
  
  
   С другой стороны это понимание Божественного Откровения. Эта часть менее надежна, что выражается в множественности христианских церквей. Рядовой верующий не может разбираться в тонкостях богословия, и вынужден полагаться в данном случае на авторитет. Естественно полагаться на авторитет собственной церкви. Из праздного любопытства я пытался составить себе представление о различиях этого понимания. Мне показалось, что православие лучше всего выражает сущность Евангелия, возможно, потому что моя культура православная.
   Атеисты якобы апеллируют к разуму. Это обман. Чем может помочь разум, если мы даже не способны прочесть дошедшие до нас тексты и, так же как и атеисты, вынуждены пользоваться переводами. Очень не многие из нас способны сличить даже различные переводы на новые языки.
   Евангелисты свидетельствуют о множестве чудесных явлений, сопровождавших земную жизнь Иисуса Христа, но придают решающее значение и доказательную силу именно воскресенью самого Иисуса после распятия и удара копьем. Другие события не убедили всех свидетелей, в частности Иуду Искариота. Если мы поверили главному факту, все остальное становится и естественным, и не столь важным. Можно считать установленным, с высокой степенью достоверности, что воскресение Иисуса Христа убедило всех свидетелей.
   В Библии эта заповедь встречается среди многих других и не имеет того основополагающего значения, которое придается ей в Евангелии. Из контекста можно заключить, что ближний там понимается узко.
   В Евангелие от Луки затрагивается вопрос, кто есть ближний. Мне кажется, что это тот, кто творит добро. В другом месте (Матф., V, 44) сказано: "любите врагов ваших". Мне кажется, что это можно понимать так, что надо стремиться любить каждого человека. Но есть степень близости, как и степень любви. В светской литературе, часто пишут, что легче любить "дальнего". Это и легче и выгоднее. Мне кажется, что обыкновенный грешный человек в первую очередь должен любить своих близких в обыденном понимании этого слова: детей, родственников, друзей и, по своим возможностям, распространять это чувство на единоверцев, сограждан, человечество.
   Действительно, этот принцип фигурирует в учении Конфуция (Древнекитайская философия, 1973. Собрание текстов, М, "Мысль", т. 2, с. 122), в иудаизме, в платонизме, в карма-йоге.
   Мейендорф Иоанн. 1978. Святой Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии. Вестник русского христ. движения. N 127. с. 42-66.
  
   Русское православие 1989, М, Политиздат, 719 с.
   Сочинения Дарвина были переведены и изданы. Правда в годы "страшного семилетия" в 1855 г. был возбужден процесс, связанный с опубликованием в "Земледельческой газете" начала статьи профессора С. Куторги, посвященной геологической истории земли. Церковная цензура запрещала книги Геккеля, Гольбаха, Вольтера, Дидро, Гельвеция, но это не наука, а публицистика. По сравнению с деятельностью Главлита, это кажется достаточно невинным. Приверженцы национал-социалистической и особенно коммунистической идеологии (часто весьма просвещенные), также как и цивилизованные римские язычники беспощадно боролись с церковью.
   Полезна аналогия с компьютером. Он состоит из железок - "тела" и программного обеспечения - "души". Программное обеспечение в указанном смысле живет вечно. Вообще мне кажется, что понятия личности и "Я" весьма полезные, но искусственно гипертрофированные. С одной стороны, конкретный компьютер с конкретной программной начинкой существует, защищен предохранителями и антивирусными программами и для его обладателя куда важнее, чем электроника и информатика; с другой стороны, он ничто, точка в потоке эволюции технологии. "Я" - это мгновенное состояние вечного потока. Это предмет спора между номиналистами и реалистами. Мне кажется очевидным, что существует и поток и мгновенная реализация его состояния.
   Интересно, что духоборы, в систему ценностей которых действительно включен пацифизм, на Кавказе, лишившись защиты государства, были вынуждены организовать собственное войско.
   Фарар, на основе своих исследований, верит в божественное происхождение Иисуса. Существенно, что тут в принципе ничего не возможно доказать.
   Что такое время - очень сложный вопрос. Швейцер пользовался обывательским пониманием времени. Кант убедительно обосновал понимание времени как формы представления неизвестной нам сущности, вещи в себе. Нет ничего удивительного, что при выходе из круга обыденных явлений эта форма не работает.
   Это крайне сомнительное положение. Если оно и верно, то, возможно, доказывает только эффективность школьного образования, как средства распространения атеизма. В мое время школа была обязана распространять атеизм и неплохо справилась с этой задачей, одновременно разрушив мораль. Сейчас ведь воруют и убивают и развратничают выпускники советской школы.
   Этот факт был хорошо известен нашим предкам, но не мешал им верить.
   Имеется в виду, что если после нас будут жить дикари, подчиняющиеся только инстинктам, мы, в вышеуказанном смысле, умрем, даже если эти дикари будут нести нашу ДНК.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"