Шимон Сераф : другие произведения.

Как я всё угадал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Шимóн Сераф
  
   שמעון שרף
  
  
  
  
   "Как я всё угадал!"
  
  
  -... Послушайте, как рассказывала Белозерская, у них с Михаилом Афанасьевичем был дома кот, серого цвета, Флюшка! Большой такой котяра! Чёрным в романе Михаил Афанасьевич его сделал в соответствии с традицией: чёрные кошки считались связанными с нечистой силой. Всё просто!
  - Как знать, как знать, дорогой Борис Вадимович! - нежно ответил с едва заметной издёвкой незнакомец.
  - Михаил Афанасьевич наверняка интересовался апокрифической литературой и, по всей вероятности, знал книгу Порфирьева, где упоминается вместе с женским чудищем - Левиафаном морское чудовище Бегемот, - обитающее в невидимой пустыне "на востоке от сада, где жили избранные и праведные".
  - Иными словами, на востоке от Эдемского сада? Ну да, ну да. Да будет Вам известно, дорогой Борис Вадимович, что Бегемот был первым существом, созданным Господом Богом для жизни на суше. Об этом ещё пророк Иов писал в сороковой главе.
  - В сороковой?
  - В сороковой. Что же касается Левиафана, Борис Вадимович, Вы правы, Левиафан должен был быть, как считают некоторые раввины, подругой Бегемота, но Бог разлучил их.
  - Love story! - съехидничал Борис Вадимович.
  - ...Однако не могу скрывать от Вас: их, Левиафанов, было два - мужеского и женского пола!
  - И что же?
  - И как раз они-то обитали в море. Так что, именно Левиафан - чудовище морское. Когда Бог создал рыб и морских животных, Он разрешил Левиафану править ими с престола, водружённого на огромный камень под водой. Между прочим, дорогой Борис Вадимович, потому-то известный Вам Иезекиил называл фараона "большим крокодилом, который лежит среди своих рек".
  - Иезекиил. Извините, почтеннейший, но причём тут крокодил?
  - Просто, Левиафан отчасти напоминает кита, отчасти крокодила. Тем самым, Иезекиил льстил фараону, называя его "крокодилом", имея в виду сравнение - следующие слова незнакомец с удовольствием протяжно выделил - с сами-ииим Левиафа-аааном. Это я к тому, что отнюдь не Бегемот был морским чудовищем!
  - А откуда Вы, собственно, про кита и крокодила?..
  - Видел.
  - Как видел? Левиафа...
  - Как Вас.
  
  Наступила минутная пауза. Профессор завис, как "комп". Потом, как на умалишённого, посмотрел на несомненно ломавшего комедию с ним собеседника, и, будто очнувшись, продолжал:
  - ... Мы говорили о Бегемоте. Я сам читал выписки, сделанные рукой Михаила Афанасьевича из книги Орлова "История сношений человека с дьяволом"...
  - История, простите, че-гó?
  - Сношений.
  - Мгу! - нарочито многозначительно кивнул незнакомец.
  - ...Так вот, в частности, там описывается дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Десанж, жившей в ХVII в. Она была одержима "семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном". Заметьте, пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из неё, он должен был подбросить её на аршин вверх...
  - И как? Подбросил? Профессор, неужели Вы верите во всю эту средневековую чушь?
  - Конечно, нет. Дело в другом, Бес этот изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.
  - Ну, типичный Ганеша!
  - Кто, простите?
  - Индуистский бог такой, с головой слона. И?..
  - Руки у этого беса были, как у человека, а громадный живот, короткий хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота.
  - И что?..
  - И то, что в ранней редакции романа Бегемот имел сходство со слоном: "...из чёрной пасти камина вылез чёрный кот на толстых, словно дутых лапах..."
  - "Дутые лапы". И всё?
  - Михаил Афанасьевич учёл и руки этого беса "человеческого фасона". Поэтому в романе Бегемоту, оставаясь котом, было весьма сподручно протягивать кондукторше монетку, чтобы взять билет.
  - Уважаемый Борис Вадимович! Руки, живот, хвостик, лапы... Как-то всё это... Из чина Престолов, говорите? Ну, это ещё куда ни шло. Хотя, между нами, эти луденские монахи-дознаватели в Престолах понимали, извините, профессор, не больше Вашего! Или я ошибаюсь?
  - По крайней мере, в отношении меня не ошибаетесь. А Вы так судите о тех монахинях, будто?..
  - "Когда Бог вознамерился сотворить Небо и Землю, то вокруг него были лишь Тоху и Боху, то есть Хаос и Пустота. И Бездна, над которой носился Дух Божий, была одета во тьму".
  - А вот теперь Вы ошибаетесь! Вы неточно цитируете первую книгу Пятикнижия Моисея. В первой главе Бытия сказано: "Земля ж была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою".
  - Вы цитируете Библию, т.е. Тору евреев и Ветхий Завет христиан. Я же Вам дословно передаю первую фразу аккадского эпоса "Enuma Elish", рукою писца начертанный клинописью на глиняных табличках в начале второго тысячелетия до Рождества Христова. Эпос, как понимаете, был написан гораздо раньше Пятикнижия Моисея. Евреи попросту слямзили этот текст. Или Вы, профессор, против научных фактов? Вы, извините, по всей видимости, христианин!?
  - Нет. Я понимаю. И знаменитая история с обнаружением младенца Моисея тоже заимствована евреями у шумеров.
  - Да, да! Тогда, думаю, о том, что в Книге Бытия существуют две версии, Вы наслышаны.
  - Откровенно говоря, я не специалист в религиоведении, я филолог.
  - Очень кстати! Я безмерно рад! Атá мэдабéр иврит?
  - Не понял.
  - Вы говорите на иврите?
  - Нет.
  - Жаль. Ну да ладно. Так вот, уверен: Вы не будете отрицать, что все "боговдохновенные книги" писаны людьми. Мало того, они ещё и редактируются ими. Приверженный монотеизму редактор космогонии в первом и втором варианте сотворения мира не мог поделить с кем-то ещё участие Бога в Творении, поэтому он выбросил все элементы и всех существ, которые могли бы быть божественными. Времена, знаете ли, меняются, а с ними меняемся мы. Такие, я бы сказал, каббалистические абстракции, как Хаос (Тоху ва-Боху), Тьма (Хошех) и Бездна (Техом) не могли привлечь к себе почитателей, поэтому они заняли место прежних богинь. Так проще, философия - это не для многих.
  - Потворствование толпе!
  - Вот-вот. Скорее - манипуляция. Как сейчас говорят, пиар!
  - Секундочку, а что это Вы про две версии сотворение мира в Книге Бытия? И насколько они различны?
  - Да Вы, профессор давно Библию-то читали!? Первый рассказ о сотворении мира был создан в Ерушалайме вскоре после исхода евреев из вавилонского плена. Бог здесь назван "Элохим". Второй рассказ о творении, тоже иудейский, был создан до исхода. Здесь Бог был поначалу назван "Яхвэ". Кроме того, разница между двумя повествованиями в очерёдности создания Богом элементов, составляющих всё сущее по дням.
  - Я начинаю терять нить разговора. Вы сказали "каббалистические абстракции". Но Каббала была создана гораздо позже.
  - Строго говоря, Вы правы, но я фигурально...Ну, если хотите, трансцендентные. Так, о чём я? Да, богинь... Они упоминаются в Книгах Царств, Книге Судей, у Иеремии: Ашера, Астарта, Анафа. Помните?
  - Ну, знаете ли, не так уж, чтобы помню... Подождите, а в связи с чем Вы назвали какие-то смешные имена, какие-то клоунские?... Давайте всё же вернёмся к Бегемоту!
  - Тоху и Боху? А я-то о чём, милейший Борис Вадимович! Я намерен удивить Вас. Это наше Боху имеет непосредственное отношение к нашему с Вами коту! Жаль! Жаль, что Вы не владеете арамейским, на худой конец, ивритом! Вопрос о том, чем или кем были Тоху и Боху, до сих пор дискутируется. Однако если добавить суффикс "m" к Тоху (thw), то получается Тегом (thwm), библейское название морского чудовища. Тегом во множественном числе - Тегомот (thwmwt). Если использовать те же суффиксы, то Боху - это Бегом и Бегомот (bhwmwt), вариант от бегемота Иова, наземный vis-a-vie морского чудовища Левиафана. Начало книги Бытия рассказывает об изначальном мире, в котором были морское чудовище Тоху и земное чудовище Боху. А если так, то идентичность Тоху и Тегомота, Боху и Бегемота замолчали из теоретических соображений - чтобы Тоху и Боху имели значение неперсонифицированных понятий пустоты и хаоса. В этом случае мы с Вами наблюдаем обратную картину: конкретные персоналии переводятся в статус абстракций. Таким образом, Бог стал ответственен за создание в дальнейшем Тегемота (или Левиафана) и Бегемота.
  - М-м, да. Я уже вообще ничего не понимаю.
  - Просто в представлении древних иудеев в начале были два первозданных чудовища. Затем они превращаются в абстрактные Силы космического масштаба. А в конечном итоге их снова низводят в ранг морского и земного чудовищ. Я хочу сказать, что Бегемот Михал Афанасьича - не просто демон, не просто паж Воланда. Оказывается, он, в действительности, - Сила первозданная, одна из первых, упоминаемых в Библии.
  - Ну это уж Вы...Вы хотите сказать, что прототипом для Бегемота Михаилу Афанасьевичу послужила именно такая Сила. Это же несерьёзно!
  - В том-то и дело, что не прототипом. Он не мог этого знать. Так совпало! Знаете, профессор, однажды, это было в Лондоне, как сейчас помню, в 1889 году 14 февраля. Я был на Лэндздаун Роуд 17, на очередном, кажется, VI заседании одной Ложи. Председательствовал господин Кингсленд. Ну, Вы его всё раввно не знаете. В ходе дискуссии возник вопрос о соотношении элементов Универсума - эфира, огня, воздуха, воды - с земными элементами (не химическими, конечно!).
  - Помилуйте, это ж какая-то алхимия!
  - Алхимия, алхимия, дорогой профессор! Космические универсальные элементы являются, как писал ещё Платон, ноуменами земных элементов.
  - Да. Метафизическими "идеями" вещей материальных. Когда у каждой вещи, каждого реального предмета (вплоть до атома) феноменального мира есть прототип в "бестелесном" нематериальном мире, который одновременно является причиной бытия этой вещи.
  - Так вот, "вода" - это первый, с онтологической точки зрения, элемент космогенезиса, причём, для обозначения этого элемента в древних тайных учениях используются термина "тьма" и "хаос". Практически, наши с Вами "тоху ва боху" (где "ва" - это союз "и"! Значит, и тут Михал Афанасьевич не ошибся. Ведь, во-первых, ветхозаветный Бегемот, понятно, связан с водой, а во-вторых, безусловно кот Бегемот связан с силами тьмы!
  - Ну, знаете, это уж оккультизм какой-то! Это уж увольте! Как говорится, "Платон мне друг, но истина дороже"! А откуда следует, что бесовский кот Бегемот и Ваш Боху-Бегемот - боюсь даже сказать, - один и тот же персонаж, прототипы, или ипостась, если можно так выразиться.
  - Не только можно, а даже будет вполне справедливо. В космогоническом мидраше Конэн...
  - Простите, мидраш - это некое иудейское сочинение?
  - Это основной тип сочинений раввинов в форме толкований библейских стихов. Их начали создавать одновременно с каноническими евангелиями и писали вплоть до XII века. Так вот, в мидраше Конэн, а также в мидраше "Адонай бэхокма ясад арэц" ("Господь Премудростью создал землю") Бегемота называют "Волом Бездны". Вспомните, Воланда, хозяина Бегемота, называли не только "Князь Тьмы", но и "Князь Бездны". Кроме того, там сказано, что "каждый год во время летнего солнцестояния он встаёт на задние лапы, как учил его Господь"!
  - Поразительно! Ведь изначально действие романа должно было происходит именно в июне, именно во время летнего солнцестояния! А уж про хождение на задних лапах излишне говорить!
  - И заметьте, дорогой Борис Вадимович, учил Бегемота этому сам Господь! В мидраше Конэн, который я уже упоминал, сказано, что Бегемот "похож на громадного гиппопотама: с хвостом длиннее, чем ствол кедра" и что хвост у него "пушистый".
  - Какая прелесть! -по-детски воскликнул профессор.
  - Более того, Бегемот "позволяет птицам и земным тварям укрыться в тени своего пушистого хвоста". Он "милосерден, как полагается доброму повелителю, и заботится, чтобы ни одну из птичек не обидел какой-нибудь зверь". А Вы знаете профессор, что Геродот утверждал, что Бог сохранил жизнь Бегемоту, поскольку вкусить его мясо будет привилегией праведников в Судного дня. Бегемота трогать было нельзя!
  - Вспоминается знаменитая фраза Бегемота: "Кот - древнее и неприкосновенное животное"!
  - Вот именно! Короче говоря, любезнейший Борис Вадимович, ничего этого Михаил Афанасьевич не мог прочитать ни у Порфирьева, ни у Орлова, ни в Талмуде - ни у кого не мог.
  - Неужели угадал?
  - Нет! Просто, во Вселенной всё чрезвычайно близко друг к другу, всё переплетено. Просто, в этом мире нет ничего случайного.
  - Кстати, я только сейчас подумал: а откуда Вам известно моё имя?
  - Ну, кто же из тех, кто любит роман, Вас не знает! Ваших книг!
  - А Вы - я полагаю - теолог!
  Незнакомец очень вежливо усмехнулся:
  - Пожалуй!
  - Всё же Вы мне морочите голову! Как Вы сказали, в Лондоне в 1889 году!? Простите, я так и не удосужился узнать Вашего имени!
  - Ну что Вы, профессор, Вам моё имя хорошо известно!
  
  
  С этими словами незнакомец встал и, будто и не было никакой беседы, не спеша, совершенно не опираясь на трость, пошёл вдоль пруда по практически уже пустой аллее. Вечер был уже поздний. Большинство окон уже успели погаснуть. Между домов за Садовым кольцом всходила огромная, апельсинового оттенка полная луна.
  
   *
  
  
  Цфат - Москва 2008 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"