Стефания Н. Константинова : другие произведения.

Джинн-кийим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Джинн- кийим .

   Имеющий уши да услышит. Имеющий глаза да увидит...
   Благословенна торговая Бухара, начинающая свой день ранним летним утром, пока жар ,пыль и солнце не разогнали покупателей.
   Каждый ремесленник прихорашивает свои товары, поливает землю перед лавкой, заваривает душистый зеленый чай и ждет начала торговли.
   Но ,как ни рано приходят торговцы к своим лавкам, еще раньше почти затемно, шествует к себе в мастерскую под старинный купол четырнадцатого века Музаффар -бобо.
   Одежда на нем старинная : белая рубаха с треугольным вырезом показывает мыс коричневой морщинистой старческой шей, черные штаны заправлены в мягкие ичиги с калошами.
   Носит Музаффар -бобо атласный халат изумительного рисунка ,подпоясанный ручной работы поясным платком- бельбагом.
   Узор хан -атласа на халате, как струящаяся прохладная песня, как ручей, бегущий с гор по цветущей долине.
   Сам Музаффаар -бобо высокий прямой старик с черными, как южная ночь глазами.
   Трудно даже представить ,что такие молодые глаза принадлежат длиннобородому девяностолетнему старику!
   Держит старый Музаффар в торговых рядах лавку- мастерскую,где женщины его семьи ткут шелковые и полушелковые ткани : шойи, хан-атлас, бекасам , стегают и вышивают золотом ,серебром и шелком мужские праздничные халаты.
   Мужчины семьи Музаффара-ака готовят плов, шурпу и шашлык на бухарском базаре.
   Для особо почетных гостей приготовят все эти волшебные блюда в маленьком садике, на заднем дворе мастерской ,где весной вам расстелят дастархан под цветущим урюковым деревом, летом вас будет осенять тенью старая ива у хауза, осенью кисти черного кишмиша, только что не будут падать вам в ляган. А зимой встреч не назначают.
   Даже те ,кому срочно потребуется искусство мастера Музаффара, Музаффара-усто вынуждены ждать теплых дней.
   Говорят зимой усто варит божественные краски для шелка, который так охотно покупают у него люди.
   Если вы от памятника Ходжи Насретдину пойдете вперед, мимо большого хауза , где с ранней весны и до поздней осени ныряют с огромного сухого дерева бухарские мальчишки, пройдете узкой улочкой мимо лавок кузнецов, торговцев платьями и сумками, минуете у древней стены россыпь старинных кувшинов, кумганов, котлов и разной серебряной и медной утвари, свернете направо под третий торговый купол то там и найдете Музаффара- бобо.
   Имеет он славу святого и многое умеет сделать для человека, который смог его заинтересовать.
   Знают его в Самарканде, Коканде, Маргилане ,в самом Ташкенте и многих и многих городках и кишлаках узбекской земли.
   Дошло уже до того, что приезжают к ему издалека, но не всегда искусство старого усто может помочь приезжим издалека людям.
   Много вышитых халатов и узорчатых шелковых полотен делают на всей узбкской земле. Есть мастера.
   Но только у девяностолетнего Музаффара вам сделают джинн-кийим.
   Кому нужен джинн-кийим? Да мало ли кому...
   Вот наследники ждут не дождутся смерти любимых и почитаемых родителей. Невестка задумалась, что ее гуль-бола скоро подрастет с сходство его с соседом станет явно видно всякому. Нелюбимая жена. Дядюшки и тетушки. Конкуренты в бизнесе. Какая хорошая традиция- подарить красивый расшитый халат на торжество богатому человеку или платье уважаемой женщине. А, вскоре, смотришь- раздувают ночью огонь под казаном повара -пловчи , готовят поминальный обед. А носилки уж доставляют очередного заказника пред очи Аллаха. И текут денежки по другому руслу изменяя этот мир и изменяя миру.
   Ах, какой изумительной чистоты слитки отливают в Зерафшане.
   Немало крошек от этих слитков зарыто под стенами дома старого усто. Крепко стоит старый дом на золотом пьедестале.
   Крепче цемента запирают страх и ужас уста домочадцев и тех кто обращается к джинну-Музаффару . Что самое дорогое у человека -жизнь. Захочет Музаффар будет у ребенка или девушки счастливая жизнь ,не захочет-истает человек как фитиль в лампе и рассыплется прахом.
   Придет ,бывало, мать просит счастья дочери, завернет ей старик
   кусок шелка. На радость и долгую жизнь думает мать и радуется не ведая, что другой, нехороший человек, больше дал проклятому джинну, чтобы извести ее цветочек.
   Корыстен старик, не принимает его небо, вот и мается он разменивая последний десяток из сотни лет. А отпущено ему их тысяча.
   И не освободит Аллах его от заклятья, пока не родится нужное дитя.
   Что же говорят испуганным шепотом люди про его страшное искусство?
   Зимой идет, мол, джинн-Музаффар на могилу черного Хызра.
   Где та могила- никто не знает- прямой дороги нет. Закрыта и заклята она. Тяжко пробираться Музаффару горами ,реками ,долинами. кровь течет по его старым рукам и ногам. И где кровь та прильнула к земле, расцветают по весне черные тюльпаны и растят ,проклятые богом цветы, чашечку невиданных размеров, видимую только ночью, когда бегут по ней огоньки Алмауз-кампыр, страшной старухи, что под стать самому джину-усто.
   Откуда вы думаете приходит человеку идея извести ближнего своего столь дурным путем ,отправив в мир иной без покаяния? Через те цветы и речи старухи! Притворяется Алмауз-кампыр нищей старушкой, ходит по базарам, по дворам ,просит милостыню на дорога, скрюченная люлли-цыганка. Один бир сум! Один бир сум!! Один бир сум!!!
   И за добро, за привет говорит своим змеиным языком мерзкое слово. Скорпионом- гюрзой, шипом - языком ядовитым грызет и грызет это слово слабого человека. Сжимает и сжирает его печень и сердце, черноту и дурноту оставляя, страх насаждая ,грозя кругом ударами, радости лишая ,раздражает жилы ,мозг, кружит-ведет кровь кипящую по дороге в благословенную Бухару ,-рай ремесленников и торговцев.
   Целую зиму задумывается замороченный человек, адрес выспрашивает, на бумажке выгоду прикидывает.
   Пришел к Музаффару и не только родню или друга угробил, но и себя разрушил. Сразит его страх содеянного. Память жить не даст и перейдет частица такой жизни старику Музаффару и Алмауз -кампыр. Рассказывают , так и тысяча лет им нипочем и вторую прожить можно и третью...
   Дойдет Музаффар до Хызровой черной могилы и начнет ножом ее копать. Родит та могила страшно -могучий кристалл.
   Если даже через крошечный обломок этого кристалла посмотреть на человека видно через него узор для шелка.
   ХАН-АТЛАС ... БЕКАСАМ... ШОЙИ...
   Какой человек такая и ткань: бекасам для мужчин хан -атлас и для мужчин и для женщин.
   Узор у каждого ,как жизнь свой. Собственно это и есть жизнь человека.
   Добавит доброго снадобья и яркой краски усто в узор и здоровым да удачливым будет человек.
   Уберет того- другого цвета, добавит третьего куда не надо: вот и
   и жизнь и здоровье прахом идут. Дети болеют и умирают. Денег нет, рабский труд один. Из нищеты не выбивается человек.
   Врачи научные болезни ищут, лекарствами дорогими пичкают.
   А хан -атлас лежит -переливается, яркой радугой хозяина к себе манит, одень да одень любимый халат или платье.
   Просто как! Если заползет мысль жаркая к вам в голову, сдавит мозг, что дрожать -не жить , напрочь все желания ,кроме одного, отобьет, приезжайте в Бухару... Мимо памятника Ходжи Насретдину, мимо сухого дерева у большого хауза, мимо лавочек ,где предлагают честный товар - прямо в лавку за джинн-кийим.
   Когда совесть уже совсем потеряли...
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"