Светов Сергей : другие произведения.

Анализ - синтез или "Что такое хоррор-шоу и что такое..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Псевдо-литературоведческое исследование рассказов конкурса Золотой скорпион - 3)


   Анализ - синтез или "Что такое хоррор-шоу и что такое..."
   (Псевдо-литературоведческое исследование рассказов конкурса Золотой скорпион - 3)
  
  

Крошка - сын к отцу пришёл, и сказала кроха:

"Папа, почитай мне сказку на ночь!

Да только такую сказку, чтобы мне стало страшно!.."

(наверное, маленький ВВМ ;)

  
  
   Можно долго спорить о том, что за звери такие - "хоррор", "мистика, "готика", с чем их едят и на что они ловятся. Но оставим это профессионалам от литературы. Так как я критиком никогда не был и не собираюсь им становиться в обозримом будущем, то попробую этим небольшим обзором решить чисто практические задачи. Я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому моё субъективное мнение можно не брать в расчёт, то есть просто игнорировать. Обзор я пишу только для себя. Если он будет интересен ещё кому-нибудь, то не откажусь выслушать любые мнения по интересующим меня вопросам.
  
   Итак, несколько критериев анализа текстов. Сразу же оговорюсь, что стилистику и орфографию оставлю любителям словесности. Меня интересует, только:
   1) какое сообщение (читателям, потомкам и т.д.) пытался зашифровать автор в своём произведении;
   2) как композиционно построено произведение;
   3) и как первое (сообщение) соотносится со вторым (композицией);
   4) чтобы остаться в рамках классического обзора ограничусь следующими "оценками", которые и будут синтезом накопленных впечатлений от текста:
   - "хорроршоу" (когда рассказ заставит меня не спать полночи)Ж;);
   - "на усмотрение автора" (когда я засну во время чтения рассказа 8) - шутка! - конечно, если рассказ не будет подходить под каноны "хоррор");
   - "хо-хо-хорр!" (когда рассказ вызовет у меня хоть тень улыбки ;).
  
   Рассказы буду анализировать квадратно-гнездовым способом, поэтому охвачу обзором не всех.
   Ну, что же - помолясь всем ужасным богам, приступим. ;)
  
  
  
   Воратха: "Не Бд-4. Больше, чем сможешь унести"
   http://zhurnal.lib.ru/w/sbornik1/bones.shtml
   Сообщение: "Корсарская удача" - счастье не в награбленных сокровищах.
   Композиция: Рассказ состоит из нескольких эпизодов. Развитие сюжета - линейное.
   Соотношение: Постепенное нагнетание ужаса. Осознание нового мотива поступков происходит с запаздыванием, что весьма неплохо вписывается в романтическую составляющую рассказа. Катарсис дан сжато, в отдельном эпизоде. Рассказ завершается открытой концовкой.
   "Оценка":) "хорроршоу" - романтизм.
  
  
  
   Малахова Валерия: "Кэрля"
   http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashowa_w_j/kerlya.shtml
   Сообщение: Плохо быть дланью карающей. Особенно, когда тебя тяготит прошлое. И особенно ужасно, если ты убийца, а впереди тебя ждёт могущество сомнительного свойства.
   Композиция: Несколько эпизодов слабо связанных друг с другом. Но из них мы узнаем о прошлом героини. Экскурсы в прошлое (как близкое, так и далёкое; не только героини, но и мира) необходимы, чтобы разобраться в той ситуации, в которую по своей глупости попала жертва, думающая, что играет роль палача.
   Соотношение: Сбалансированный рассказ, в котором использовался неожиданный финал, который весьма ожидаем. Если учесть, что героиня идёт по пути обмана, что ещё ждать читателю? Обман и убийства на протяжении всего рассказа подготовили героиню к перевоплощению в ту ипостась, о которой она подспудно мечтала. Авторская игра даёт сбой в открытом финале, когда героиня как бы раскаивается. Сообщение смазывается и теряется в заключительном обмане читателя.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (может быть, готика).
  
  
  
   Макаренков Максим Анатольевич: "Крепость"
   http://zhurnal.lib.ru/m/makarenkow_m_a/krepost.shtml
   Сообщение: Трудно быть вампиром, но благородный вампир способен на подвиг.
   Композиция: Развитие сюжета линейное. Рассказ о недавнем прошлом героя и его подвиге.
   Соотношение: В начале главный герой описывает место действия. Далее идёт экскурс в прошлое. Для короткого рассказа очень неплохо описана предыстория. Кульминация рассказа - в битве между двумя армиями в крепости, которую выбрал для проживания главный герой. Особую симпатию у главного героя вызвали защитники крепости, поэтому он совершает подвиг, расправляясь с их врагами. Судя по всему, он выжил, так как рассказ начинается в настоящем времени, а всё остальное действие - рассказ от первого лица о том, что было. В чем же подвиг? В том, чтобы выжить в чужой войне.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (боевая фантастика)
  
  
  
   Дачевский В.Э.: "Выедки"
   http://zhurnal.lib.ru/d/dachewskij_w_e/wyedki.shtml
   Сообщение: Отсутствие страха приводит к равнодушию. Неправильный моральный выбор отрицательно влияет на судьбу.
   Композиция: Классическое линейное развитие сюжета. Несколько связанных между собой эпизодов.
   Соотношение: От эпизода к эпизоду происходит осознание героем последствий своего выбора. Моральный выбор, к которому подводят героиню другие персонажи, на самом деле ею уже давно сделан, о чем мы узнаём ближе к финалу. Этот выбор не оставляет героине ни малейшего шанса что-либо изменить в своей судьбе, поэтому рассказ выглядит законченным, сообщение чётко сформулировано и обыграно со всех сторон.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (проблема морального выбора)
  
  
  
   Володина Н.: "Курортный роман"
   http://zhurnal.lib.ru/w/wolodina_n/li.shtml
   Сообщение: Никто не знает, где найдёт своё счастье. Мёртвые помогают живым.
   Композиция: Монолог-вступление. Монолог-финал. Между ними - классический квест (поиск любви). Или сказка, как кому нравится.
   Соотношение: Монолог вступление описывает отношение рассказчика-демиурга к создаваемому им миру. Начало сказки (встреча-расставание), поиск, рассказ "помощника" о своем предательстве дочери, выбор героя между любовью и бегством - всё логично, вытекает одно из другого и укладывается в сюжет классического сказания о вольном путешественнике. Финал сказки открытый. В финальном монологе даётся объяснение поступкам героя сказки. Применение обрамления основного текста монологами добавляет шарм и законченность тексту даже при том, что персонажу сказки не хватило времени на осознанный выбор. Рассказчик-демиург пытается навязать своё видение ситуации, хочет руководить ею. Хорошо это или плохо решать читателю, которому предлагается сделать из рассказанной истории самостоятельный вывод о судьбе персонажа, которого по его воле перенесли в сказку.
   "Оценка" :) "хо-хо-хорр!" (сказка)
  
  
  
   Смирнов С.Б.: "Плагиат Хоффмана"
   http://zhurnal.lib.ru/s/smirnow_s_b/smirnow_plagiatdoc.shtml
   Сообщение: "Гений и злодейство - две вещи несовместные" - вынесено в эпиграф. Зло под видом добра - всегда зло и должно быть наказано.
   Композиция: Линейное повествование разбито на эпизоды, отделенные небольшим временным интервалом.
   Соотношение: Интрига и действие развиваются постепенно, но стремительно. Персонажи вводятся в действие аккуратно, не вызывая недоумения внезапным появлением. Конфликт обостряется в последней трети. И тюремщик, и жертва ищут выход из сложившейся ситуации. Трагедия, разворачивающаяся в финале, не оставляет сомнения в том, что зло прямо или косвенно всё равно будет наказано. Но какой ценой! Заканчивается рассказ смертью жертвы, но и коварный палач в скором времени будет покаран - это следует из логики рассказа и блестящей реализации сообщения, вынесенного в эпиграф и мастерски поданного автором всем ходом описываемых событий.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (прекрасный авантюрно-исторический рассказ!)
  
  
  
   Бархатов Ю.В.: "Дверь в Ад"
   http://zhurnal.lib.ru/b/barhatow_j_w/hell.shtml
   Сообщение: "некоторые знания могут быть опасны" - дано в первом абзаце.
   Композиция: Монолог с экскурсом в близкое прошлое. Тезис, заявленный в первом абзаце, подтверждается историей, рассказанной свидетелем событий.
   Соотношение: Описание предыстории сменяется описанием места действия. Рассказчик встречается с героем. Происходит диалог между героем и рассказчиком, во время которого герой объясняет своё открытие. В следующей сцене происходит попытка героя воспользоваться полученными знаниями, после которой он в ужасе бежит. Его сбивает автомобиль, и он умирает в больнице. Рассказчик убеждён, что героя убил страх. Сообщение представлено в стиле современной притчи.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (притча)
  
  
  
   Романова О.П.: "Коллекция"
   http://zhurnal.lib.ru/r/romanowa_o_p/janne.shtml
   Сообщение: Страшно в ночном лесу. И мистично.
   Композиция: Линейное развитие сюжета.
   Соотношение: Короткая предыстория сменяется рассказом о злоключениях героини в страшном ночном лесу: встреча с "помощником"-собакой, которая привела героиню в деревню; встреча с "помощником"-человеком; испуг и боязнь, ожидание беды. Героиней неожиданно был найден клад на дне сундука, но последствия использования этой находки ужасны. Оказалось, что клад был найден во сне. Кошмар повторялся три раза. Хозяин лачуги невнятно сообщил, что обладал какой-то тайной. В конце концов, само приключение оказалось мистическим сном. Но был ли сон явью - читатель должен решить сам.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (мистика)
  
  
  
   Трищенко С.А.: "Распутанное дело"
   http://zhurnal.lib.ru/t/trishenko_s_i/rasputannoedelo.shtml
   Сообщение: Всё в мире абсурда - абсурдно.
   Композиция: Четыре части. Между частями небольшой временной интервал.
   Соотношение: В первой части - тайна. Некто убивает убийцу, которого ждала жертва. Во второй части - герою мерещится всякая чертовщина. В третьей части - героя приводит в ужас ущерб, нанесенный привидевшейся чертовщиной. В четвёртой части - детектив-психиатр объясняет герою, что же с ним произошло. Сообщение подано великолепно.
   "Оценка" :) "хо-хо-хорр!" (мистика абсурда или абсурдная мистика)
  
  
  
  
   Deathwisher: "Полынь"
   http://zhurnal.lib.ru/d/deathwisher/chernobyl.shtml
   Сообщение: Вечный конфликт между отклонением и нормальностью. Трагедия в том, что норма обычно побеждает.
   Композиция: Линейный рассказ-описание от первого лица, разбитый на эпизоды, отделенные небольшим временным интервалом. В некоторых случаях для объяснения событий проводится экскурс в недалёкое прошлое.
   Соотношение: В начале идёт описание места действия и нравов обитателей города и деревни. Рассказ о патриархальном быте перебивается ностальгией о годах студенчества, словно рассказчик за внешней удовлетворённостью своим положением скрывает желание изменить социальный статус. Но то бремя обязанностей, которое он взял на себя его ничуть не тяготит. Он пастор. И после рождения ребёнка - события неординарного в их краях, должен совершить некий обряд. Проблемы морального выбора у героя-рассказчика нет, так как религиозная фанатичность и приверженность к "правильной" в их условиях религии, заменяет ему мораль. А что ещё остаётся делать мутантам - изгоям нашего времени? Ведь их вера проповедует им то, что лучшая защита - это нападение и уничтожение врага, когда он слаб и беззащитен.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (реализм)
  
  
  
   Баст: "Кешенька, грёбанный ёжик"
   http://zhurnal.lib.ru/p/poljakowa_j_g/keshenka
   Сообщение: Вынесено в эпиграф: "Если что-то происходит, и, даже если это кому-то нужно, это ещё не значит, что хоть кому-нибудь от этого хорошо". Мне кажется, что сообщение звучит иначе: "Отношение к жизни должно быть позитивным".
   Композиция: Предисловие (стилизация под энциклопедию). Затем идёт рассказ героини, разделенный на четыре пронумерованные главы. То есть - стандартное линейное развитие сюжета с предшествующим основному действию информационным блоком.
   Соотношение: В предисловии мы узнаем много нового о весьма распространённом и удивительном виде животных - грёбанных ёжиках. Материал подан в академической манере и очень познавателен. В первой части рассказа героиня встречается с этим существом. Но стоило ли звать беду в дом? Антитеза подана весьма забавно. Во второй части зверёк признаётся, что он - существо духовное, но злобное. Хотя, выглядит он весьма беззащитно и трогательно. До поры до времени. В третьей части героиня пытается заняться воспитанием существа, используя метод кнута и пряника. Это ей частично удается. В четвёртой части проблема с питанием существа снимается, так как произошло дурное событие, которое героиня очень болезненно пережила. Отрицательные эмоции насытили существо.
   Поднятая проблема отношения к жизненным невзгодам очень актуальна. Ведь если существуют сущности, которые пожирают отрицательные эмоции, то стоит ли давать им повод веселиться и питаться нашим горем? Не всем же попадаются такие душевные грёбанные ёжики-неудачники.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (проблема отношения к жизни)
  
  
   Гон В.: "Жернова"
   http://zhurnal.lib.ru/g/gon_w/gernova.shtml
   Сообщение: Всё в жизни происходит не просто так. Катастрофу можно отложить, но то, что должно произойти - всё равно произойдёт.
   Композиция: Небольшая миниатюра служит предисловием. Далее идёт линейное развитие сюжета с небольшими экскурсами в предысторию жизни персонажей.
   Соотношение: Действие разбито на небольшие сценки, в которых происходит постепенное осознание героем, что он находится на краю гибели. От экстрасенса герой получает сообщение, что причина его неприятностей в мистическом механизме, перемалывающем судьбы людей. Предложенная экстрасенсом сделка кажется герою бессмысленной, но дальнейший ход событий подталкивает его к принятию решения воспользоваться шансом и изменить судьбу. Финал трагичен - его знакомая попадает в больницу. Даже не смотря на то, что тоже воспользовалась ранее услугами экстрасенса.
   Сообщение подано ёмко, точно и очень образно.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (фатализм)
  
  
  
   Тим Т.: "Романс об испанской Луне"
   http://zhurnal.lib.ru/t/taler_t/luna.shtml
   Сообщение: Смерть побеждает любовь.
   Композиция: Две сцены, объединённые местом действия.
   Соотношение: Миниатюра, как и любой малый жанр, ценна тем, что каждое слово несёт смысл и входит в систему образов, выстраиваемых автором для шифрования заложенного в произведение сообщения. В представленной миниатюре название несёт не только часть сообщения, но и служит ключом к правильному его прочтению. Аллюзия "испанская Луна" отсылает читателя к творчеству Федерико Гарсиа Лорки, основным мотивом которого являлись любовь и смерть. Автор, взяв за основу "Романс о луне, луне", выстроил свою систему образов, но, повторюсь, это не архетипичные образы Луны или Ангела, присущие поэзии, пусть даже она выражена в прозе, а взятые из другого источника. И этот кладезь аллегорий - Библия. Образ архангела Гавриила (Габриэль), когда-то возвестившего о воплощении Сына Божьего, с осыпающимися по ходу действия оковами с крыльев. Образ Луны-Месяца-рогатого-Люцифера - именно такую цепочку ассоциаций постепенно выстраивает автор для его противника. И персонаж явный - мальчик. И персонаж скрытый - девушка. Миниатюра насыщена действием, хотя, внешне это не проявляется. Сцены статичны. В первой сцене Луна угрожает отобрать любовь у мальчика, а вместе с ней и его жизнь. Остаётся неясным умер он или нет. Но появление Сан-Габриэля - ангела - развеяло все сомнения. Во второй сцене отголоски старого конфликта между Габриэлем и Люцифером даны в диалоге, в котором падший ангел настаивает на необходимости совращения девушки, но это только игра. Глубина конфликта раскрывается в финале второй сцены, при прощании ангелов. И суть противостояния: смерть, побеждающая любовь.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (аллегория)
  
  
   Korvin: "Кофе"
   http://zhurnal.lib.ru/k/korvin/coffee.shtml
   Сообщение: История - чистый лист.
   Композиция: Несколько отрывков, больше похожих на кадры кинохроники, прерываемые затемнениями.
   Соотношение: Началу предшествует посвящение и эпиграф. Само начало знакомит с образом мыслей героя и даёт краткую характеристику окружающей обстановки. Она неприглядна. Второй отрывок вводит в саму проблему - отражение исторических фактов на страницах газеты "Московский комсомолец". Издание одиозное, что соответствует выбранному антуражу рассказа. В третьем отрывке герой изучает версии убийства Дж. Кеннеди. Внимание героя привлекает фантастическая версия смерти президента. В следующем отрывке дается ретроспектива недавних событий, герой встречается с дочерью убийцы президента и у него возникают подозрения в истинности официальной версии. Это подтверждается. Герой попадает к инопланетянам (?). Его уговаривают убить Кеннеди. Шутка, в которой есть доля шутки. История может быть переписана. И она переписывается. Увы, не нами. В последнем эпизоде герой сделал свой нравственный выбор. Он хочет переписать историю, и он её перепишет. Под чужую диктовку. Сообщение подано через серию отрывочных эпизодов, но точно и однозначно.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора" (фантастический детектив)
  
  
  
   Куроцап: "Бд-4: Неурочный ребенок"
   http://zhurnal.lib.ru/k/kurocap/neurochnyjrebenok.shtml
   Сообщение: Смерть может подарить жизнь.
   Композиция: Линейный сюжет, несколько эпизодов. В последнем - объяснение причин происшедшего.
   Соотношение: В начале очень кратко даётся описание места действия. Проводник, житель глухой деревни, приводит героя к капищу с каменным истуканом. Скупыми, но точными описаниями нагнетается напряжение повествования. Очень интересен переход от статичной сцены к действию - борьбе не на жизнь, а на смерть между героем и проводником. В этом помогает рассказ от первого лица, который позволяет следить за мыслями и чувствами героя. Финал составляет треть рассказа. В нём даётся персонажем-"помощником" объяснение происшедшему и расшифровывается сообщение. Осознание героем трагедии проклятого кем-то когда-то рода, живущего близ капища, вынесено за рамки рассказа.
   "Оценка" :) "хоррроршоу"
  
  
  
   Белка: "Старуха"
   http://zhurnal.lib.ru/c/chistjakowa_e_l/staruha.shtml
   Сообщение: Есть добрые люди - смерть отбирают.
   Композиция: Линейное развитие сюжета. Три эпизода.
   Соотношение: Тайна буквально в первом абзаце. Описывается персонаж до того колоритный, что оторопь берёт. Рассказ от первого лица позволяет почувствовать в мельчайших подробностях пережитый героиней ужас от визита непрошеной гостьи. Классическое разбиение на три эпизода: состояние до встречи, встреча, и изменённое состояние после встречи, также делит рассказ и по интенсивности действия. Если в первом эпизоде героине просто любопытен странный человек, увиденный из окна, то во втором, при встрече и непонятных притязаниях старухи на её смерть, к которой героиня не готова, показана с одной стороны комическая сцена "отдания" символа смерти, но с другой стороны в этом акте скрыт глубокий смысл. Можно отдать жизнь. Но можно ли отдать смерть? В напряжённой борьбе, больше с собственными страхами, чем с вероломной гостьей, героиня принимает компромиссное решение. И в этом тоже скрыта тайна, о которой сказано вскользь, но которая может служить ключом к пониманию нынешних бед героини. В заключительном эпизоде ясно показано - не только можно, но и необходимо избавляться от ненужных вещей, в том числе и от скелетов (плюшевых мишек), хранящихся в кладовке, закрывающейся изнутри...
   "Оценка" :) "хо-хо-хорр!"
  
  
  
   Руденко Е.: "Портрет Незнакомки"
   http://zhurnal.lib.ru/r/rudenko_e_a/portretneznakomki.shtml
   Сообщение: Смерть - прелестная фея.
   Композиция: Линейное развитие сюжета. Несколько эпизодов, разделённых небольшими временными промежутками.
   Соотношение: В первом эпизоде происходит встреча героев. Героиня, испытывая симпатию к случайно встреченному молодому человеку - художнику, открывает ему тайну - знакомство в детстве с феей. Фея похожа на женщину, изображённую на картине. В следующем эпизоде маг предупреждает героиню об опасности - художник служит Смерти. Весь текст состоит из встреч, которые происходят наяву и во сне. Следующая встреча - со Смертью. Та признается, что одинока. Но станет ли героиня избранной? Маг предложил ей защиту. Защита оказалась действенной - героине удалось избежать пробного нападения неизвестных врагов. Маг предлагает заключить сделку, но оказывается, что он - специалист по скупке душ. Героиню спасает художник. И финал изящно переводит трагедию в её противоположность. Героиня и Смерть становятся подругами. Читателям остаётся позавидовать такому знакомству.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (мистика. не верь глазам своим. впрочем, чужим тоже)
  
  
   Крыховецкая И.Е.: "Стажеры капитана Вербы"
   http://zhurnal.lib.ru/k/kryhoweckaja_i_e/rasskaz.shtml
   Сообщение: Космос полон тайн и приключений.
   Композиция: Эпиграф. Линейное развёртывание сюжета во времени и пространстве. Эпилог-миниатюра.
   Соотношение: Текст разбит на несколько логических частей. В первой части даётся предыстория того плачевного состояния, в котором пребывают персонажи. Из-за несчастного случая, произошедшего в недалёком прошлом, командный состав корабля лишен допуска к дальней разведке.
   Во второй части персонажи попадают из беды маленькой, в беду большую. Приходится призвать на помощь стажёров. То есть, имеем классическое развитие сюжета. (Запрет-Попадание в беду-Поиск помощника (помощников)). На этом фоне автор вводит ещё одну сюжетную линию - становление и поиск места в жизни юной стажёрки-навигатора.
   Корабль-противник оказывается "кораблём-призраком". Но им кто-то управляет. (Нахождение причины беды - Поиск средств её преодоления). Автором даётся ссылка на прошлое несчастье, но вводится элемент мистики, мистического мотива происходящих событий - призрак должен вернуться на корабль. Главным помощником готова стать героиня. Второй сюжет усиливается. Ситуация обостряется. Героиня имеет средство для спасения экипажа и приводит его в действие. (Преодоление беды). Автор для усиления второй сюжетной линии вводит повторение предыстории первой сюжетной линии. Но со знаком "плюс". Героиня-"помощник" спасена. Стажёры становятся членами экипажа. (Награда после преодоления беды).
   В финале - маленькая миниатюра.
   Вместо эпилога - слова песни, которые могут служить эпиграфом к будущему приключению.
   Сообщение показано развёрнуто. Очень искусно сплетены две сюжетные линии, помогающие автору в подаче сообщения.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (космическая мистика)
  
  
  
  
   Бледная П.: "Руины замка Тинтагель"
   http://zhurnal.lib.ru/b/blednaja_poganka/tintagel.shtml
   Сообщение: Трагический сюжет: смертей нелепых им всё равно не избежать. Всегда их четверо, но... всё же - пять.
   Композиция: Действие перемежается цитатами из старинного манускрипта.
   Соотношение: Текст прерывается вставками о недавнем прошлом и цитатами. Они даны для объяснения происходящих событий. То есть, имеем три потока: рассказ о настоящем (тайна разгадываемая - основной сюжет), рассказ о близком прошлом (тайна скрытая - экскурсы в предысторию) и дневниковые заметки вековой давности (тайна мистическая - миниатюра, стилизация под дневник сумасшедшего). Все три потока переплетаются в сюжетную канву с постепенной подачей информации из дневника и развёртыванием основного сюжета. Препятствие - туман, ограничивает передвижение персонажей и история повторяется. Но в финале сообщение о цепи реинкарнаций призрака закольцовывается ссылкой на начальный отрывок из дневника и объясняются причины происходящих вот уже на протяжении нескольких веков перевоплощений главных персонажей кем-то когда-то начатой пьесы. Финал логично превращается в предысторию новой трагедии, действие которой вынесено за рамки рассказа.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (современная готика)
  
  
  
   Ерохина А.В.: "Омут"
   http://zhurnal.lib.ru/e/erohina_a_w/omut.shtml
   Сообщение: Сумасшествие - это не страшно, но неприятно. Очень неприятно. Просто омерзительно...
   Композиция: Несколько частей. Логическое деление каждой части на зарисовки-дни с вкраплениями маленьких миниатюр-ракурсов.
   Соотношение: Первая часть дана от первого лица и погружает читателя в анализ поступков героя, который проводит некий эксперимент с маслом и трамваями. Аллюзия уместна, если бы... не цель опытов, лежащая на поверхности, но чуть прикрытая флером таинственности. К концу шестого дня становится очевидным, что с трамваями покончено. Разочарование. На этом завершается первая часть.
   Если психиатр занимался маслом и трамваями, то окулисту не зазорно экспериментировать с иллюзиями. Жаль, что это длилось всего один день. Но имело в дальнейшем продолжение.
   Третья часть написана от лица стоматолога. Рефлексия героя очень точно соответствует заявленному жанру. Хоррор не в действиях. В мыслях.
   Тщательно подобранные метафоры постепенно вводят во внутренний мир героя, искажённый уродливыми проявлениями так называемой "обыденной жизни". Отсутствие деления текста внутри одного дня-записи нагнетает атмосферу повествования и ощущается потоком сознания, сомнамбулическими образами, возникающими в мозгу героя.
   В начале четвертой части кажется, что его состояние улучшилось. Он уже массажист. Но во вставке, выделенной курсивом, через диалог становится понятным, что душевное состояние героя регрессирует. Следующие несколько дней-ночей диалог продолжается, но также и обостряются ночные кошмары. Разрыв отношений с другом и усиление ощущения приближающейся развязки. Она ожидаема, но всё-таки неожиданна.
   Финал отсекает недомолвки и ясно показывает безумство героя, являет сумасшествие, начавшееся с невинного увлечения - разливания подсолнечного масла на трамвайные пути...
   "Оценка" :) "хорроршоу"
  
  
  
   Думаков С.В.: "враг"
   http://zhurnal.lib.ru/d/dumakow_s_w/wrag.shtml
   Сообщение: "Чем дольше знаю я людей, тем больше я люблю..." (с) (?) Страшнее человека - ворога нет.
   Композиция: Линейное развитие сюжета.
   Соотношение: Постепенно, неторопливо разворачивается нить сюжета. В первой сцене дается зарисовка деревенского быта и намек на некую тайну. Колоритная фигура местного пьяницы, превратившегося на мгновение в ведуна, вещающего о таинственных "ворогах", пугает, но ужасные вести уставший от неверия и ожидания несчастья оракул говорит до того нейтрально и обыденно, что закрадывается сомнение - а так ли страшны эти ужасные создания, готовые напасть на добропорядочных жителей деревни? Но дома героиня, смущённая словами старика, пытается обратить всё в шутку. Если бы... Родители и её брат рассказывают жуткую историю о деде-вещуне и встреченных им в лесу страшных созданиях.
   Во второй сцене взбудораженная слухами деревня ждёт неминуемой беды и готовится дать отпор ворогам. Но они, как всегда, приходят тогда, когда их никто не ждёт. Скупыми штрихами дана сцена битвы, развернувшейся по всей деревне. В каждом доме и на каждой улице. Но подмена понятий, подвох, который чувствовался во всём буквально с первых слов рассказа, вылился в прямое указание на таинственного врага. Это, конечно же - человек. Вот кто заклятый враг неизвестных существ, населяющих деревню! Читателю остается гадать, от чьего лица ведётся рассказ. Ведь только в финальной сцене даётся описание облика жителей деревушки, имеющих "органы добычи питания".
   В заключительном абзаце, в маленькой сводке перечислены потери противоборствующих сторон с указанием численности.
   "Оценка" :) "хорроршоу" (судьба "человека"?)
  
  
  
  
   Kotlyyar I.S.: "Водосточная Труба"
   http://zhurnal.lib.ru/k/kotljar_i/truba.shtml
   Сообщение: Никогда не знаешь, куда приведёт тебя путь.
   Композиция: Линейное развитие сюжета.
   Соотношение: Монолог некоего существа, любящего путешествовать по водосточным трубам или волею судьбы попавшего в нечто, отчасти напоминающее водосток, дан динамично и сумбурно. Путаница очень гармонично вплетается в повествование о некоем путешествии, которое герой совершает с крыши до земли. Во время странствия пилигрим встречает обитателей этого странного устройства, с ним происходят всевозможные приключения, но когда опасный путь завершён, наступает прозрение: герой попадает не туда, куда хотел. Но, может быть, интрига кроется в восприятии окружающего мира и в изменившейся перспективе? Ведь далёкая цель (мечта) при приближении к ней (исполнении мечты) становится иной, не похожей на идеализированный образ в начале пути.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора"
  
  
  
   Малиновская Е.М.: "Волчица. Из воспоминаний оборотня"
   http://zhurnal.lib.ru/m/malinowskaja_e_m/thepictures.shtml
   Сообщение: Всё может обратиться. Но пока судьба благосклонна - надо наслаждаться жизнью, какой бы она ни была.
   Композиция: Небольшая зарисовка и линейное развитие сюжета.
   Соотношение: В начале небольшая зарисовка вводит нас в безумные образы мироощущения оборотня. Чувства охотника обнажены и представлены набором примитивных инстинктов красочно живописуемых автором на протяжении всего рассказа. Но и чувства жертвы, показанные через призму сознания оборотня, не оставляют читателя равнодушным, ибо на месте человека, истекающего кровью под клыками волкодлака, мог бы оказаться любой. В финале торжество охотника, победившего жертву, сменяется минорным мотивом. В заключительном предложении скрыта тоска от осознания того, что цепь побед может прерваться смертельным поражением. Весь текст пронизан сообщением - "пока судьба благосклонна - надо наслаждаться жизнью, какой бы она ни была".
   "Оценка" :) "на усмотрение автора"
  
  
  
  
   Лайминен С.: "Тот, кто увидел"
   http://zhurnal.lib.ru/l/lajminen_w_w/whosaw.shtml
   Сообщение: Умирать - не страшно.
   Композиция: Зарисовка, состоящая из нескольких частей. В заключении - информационное сообщение, объясняющее происходящее.
   Соотношение: Постепенная прорисовка состояний умирания и посмертных иллюзий, перекликающаяся в некоторых мотивах с тибетской "Книгой мёртвых", постепенно приводит к осознанию того, что смерть прекрасна. Текст разбит на логические отрезки: "Он рисовал", "Он слышал", "Он видел", "Он играл", "Он спал", "Он ждал", "Он жил и мечтал". В каждом чётко прорисована система образов, переплетающихся друг с другом и являющихся отражением жизни персонажа и его сознания. И последний логический кусок зарисовки посвящён тому, что Он ушёл. Образ чайки - отлетающей души, пронзительно и тоскливо кричащей, тонет в заключительном абзаце, в котором сухо и информативно даётся констатация того, что Он умер. Образы, более присущие поэтическому тексту, приводят читателя к осознанию того, что умирать - не страшно, но в этом сообщении скрыта бездна отчаяния и скорби умирающего человека.
   "Оценка" :) "на усмотрение автора"
  
  
   *
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"