Земляк : другие произведения.

Зарисовки. Закрытые города полигонов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зарисовки с натуры, сделанные "промышленником" в командировках.

Зарисовки
Закрытые города полигонов


Памяти к работе заводных профессиональных командировочных:
инженера Олега Новикова , в быту выдающегося собаковода
и
так и не успевшего получить новую квартиру начальника лаборатории Славы Пономарёва,
схвативших в Семипалатинске дозу при испытании на радиационную стойкость бортовой аппаратуры изделия 51Т6.


Доводилось в закрытых от постороннего взгляда городках и мне бывать.
Ну, Каптаун-то это так себе. Полигон как полигон. Старый такой. Недалече от речки Ахтубы. Однако и не так близко, чтобы за 15 минут искупаться сбегать. Хотя и в относительно цивилизованной местности, но, в общем-то, не свежак. Это я про центр, про Знаменск. Что уж тут о площадках. К примеру, "тридцатке" с её жилсектором. Блин, такая дыра. Трехэтажные кирпичные по сути своей и по факту бараки. Коридорная система середины 50-х. На две стороны комнаты. Детишки, играющие посередине. В конце коридора - кухня. Чьи-то брошенные жёнки, от нужды приторговывающие паленой водкой. И контрастом, в центре этой коридорной замызганности современнейший карточный телефон-автомат. Звони куда хочешь, хоть тетке в Ковров, хоть в Нью-Мексико, коллегам-конкурентам с площадок полигона White Sands.
Где-то попадаются домишки чуток получше, но не намного. А ведь живет там сейчас, в основном, элита исследовательского корпуса вооруженных сил, переведенная туда с сокращаемого Озера. Те, кому не нашлось квартир в Знаменске.

Но Озеро! О, Озеро! Сары-Шаган, точнее находящийся километрах в десяти от него Приозёрск, он же Прио-ди-Балхашейро!
Город среди пустыни Бетпак-Дала. Для меня он всегда был символом победы человека в борьбе с природой. Летом непрерывно поливаемый из специально проложенных труб. Деревья, ёпрст! Кустарники! Минизверинец! Пляж! Яхтклуб! (Помню, как я, дилетант, увертывался при повороте от гика паруса размером в 40 квадратов :-) ). Телецентр, выпускавший собственные программы даже во времена СССР. Детсады, на территории которых, в тени деревьев, ни одной (!) травинки, только пыль - пустыню-то побороли, но дети, им же бегать хочется... "Маленькие, но много" раки в озере - экологическая диверсия из Кап Яра, она же подарок к ...летию от дружественного полигона завезенный для развода живыми в бочках... Озеро от яхтклуба
Сазаны и судаки. Жерех и балхашская плотва, называемая почему-то амуром. Лещ, но далеко от берега... Волны, каких не видел и на ЧМ... Необыкновенной красоты торосы, высотой с двухэтажный дом, надвинутые разогнавшимся в степи ветром на берег весной 88-го... Тюльпаны, меленькие такие... Бурный, но короткий рост в весенней пустыне лопухов, типа ревеня, из которых все, вплоть до солдатских столовых варили щи...
О, Прио! Во все времена года, кроме января, приходилось мне там бывать.

И - упадок.
Нарастающий бардак, начавшийся в 90-м взрывом на "семерке".
Помню, как в декабре 92-го в городе вымерзло отопление. За бортом двадцатник, в коридорах заводской гостиницы - 0, в комнатах +8. В магазинах разговоры: "А мой-то намотал на кирпич нихром 0.9, как стало теплее"... Электросети там были мощные, они и выручили.
Помню, как "Ураган" тащил на "шестерку" изделие, а сзади на тросе ПАЗик с людьми, потому как бензина дали только для езды в одну сторону. И это вместо положенных машин прикрытия на все 90 км... "Гвозди бы делать из этих людей...". Мы тогда обгоняли американов на 10 лет, как теперь выяснилось. Но зато сейчас они уже развертывают ЭТО на Аляске, а мы...
"Блошиные рынки", где одни офицерские жены продавали другим таким же всякую ерунду. Скорее место общения, чем бизнеса. Темные, а то и выбитые окна... Люди уезжали и уезжали. Оставшиеся обживали по две-три квартиры одновременно, чтобы потом тоже покинуть их. Гляньте на сайт, который держат бывшие тамошние детишки, особенно на их фотоальбом. Сегодня там оставлен лишь один из страшных снимков середины 90х. Раньше было больше. Больно было смотреть на развалины, к примеру, переговорного пункта с которого звонил многократно, на многое другое...
Сейчас, похоже, положение лучшает помаленьку, но где "промышленники" - генератор жизни города? Пройдет еще немного времени и мы услышим фразу из классики - "Секрет изготовления утерян". Ибо есть вещи, для работы с которыми недостаточно поднять архивы документов. Надо постоять за спиной, получить из рук в руки...
Грустно всё это.
****
Лето 90-го. Приозерск на Балхаше. Август. Средняя температура 35-38 в тени. Небо чистое, бледно выжженное. И так каждый день. Вдруг однажды, в обеденное время с неба хлоп! Дождь! Крупный такой. Минут на десять. Удивительно? Да. Но еще более удивительно другое. Примерно треть находящихся на улице женщин немедленно достали и раскрыли зонтики! Причем не солнечные, а дождевые! Это надо же. Всё лето, в пустыне(!) носить с собой зонтик, чтобы в единственные десять минут дождя пустить его в дело!
Нет. Мы, мужики их никогда не поймём. Точно.
****
Там же, летом 1987-го. Большие ученья. Все работы "промышленникам" запрещены, однако нас жмет возникшая неисправность, потому проволоку объезжаем степью. На "семерку" притащили "Сессну", такую же, на какой сопляк-немец приземлился у Кремля. Видимо, будут работать и по ней. Ждут приезда главкома ПВО. На всех КПП, где раньше руководили сержанты, поставлены майоры. У въезда в город обновлена вертолетная площадка - периметр её обнесен леером, в углу установлен туалет. Картина маслом. На аэродром садится огромный АН. Из него выкатываются три туристических автобуса "Икарус-люкс". Вслед за ним тут же приземляется 154-й ТУ, битком набитый полковниками. Полканы садятся в "Икарусы" и едут в город.
Не жалели военные народного бензина-керосина. Не жалко его было и реальному социализму. Может, потому страна и вылетела в трубу?
Когда учения закончились, ограждение смотали и туалет увезли.
****
Ноябрь 1992-го. Летим на Озеро. Пятый день заводской автобус нас возит во Внуково, но в Москве нет погоды.
    - Рейс 567 откладывается до 8 утра следующего дня в связи с неприбытием самолёта, - раздаётся голос аэропортовской информаторши.
Хорошо, хоть объявляют не позже полудня. И автобус ждёт. Нас человек десять. От ежедневных выездов в шесть утра все уже порядком сбились с ритма. Всеобщий знакомец Колька, мастер по опреснителям, которого знают все гостиницы Приозерска пристроился ездить с нашей командой. Реакции его притуплены. Мордухан опух от ежедневно пополняемого в дорогу и также ежевечерне употребляемого спирта "Royal". Сегодня суббота, полетели наконец.
    - Уважаемые пассажиры! Через 20 минут наш самолет произведет посадку в аэропорту назначения.
    - Гадом буду, не сядем мы там! - говорит пробудившийся Колька, - Восемнадцать Москвы, значит девять вечера по местному. Будут военные на "семерке" из-за одного нашего борта диспетчера воздуха держать? В субботу в девять? Щас, размечтались!
    - Уважаемые пассажиры! В связи с погодными условиями пункта "Камбала" наш самолет произведет посадку в аэропорту города Джезказган. О времени вылета вам будет объявлено дополнительно, - доносится из динамика.
Самолет с нашим багажом уводят на стоянку. Полторы сотни пассажиров вваливаются в здание аэровокзала. Галя, единственная в нашей команде женщина, соображает быстрее многих мужиков. Она мгновенно ориентирует нас на занятие двух широченных, как железнодорожная полка подоконников вдоль окон-витрин. Сколько еще ждать-то, кто знает?
Мы - профессионалы. Минимальный необходимый для жизни набор у каждого в ручной клади. Нож, кружка, заварка, бульонные кубики... В моем командировочном кипятильнике вилка давно заменена с монолитной на разборную. Потому легко организую из неё интерфейс к промышленной розетке, от которой кормят аэропортовские полотёры. Команда заправляется чаем. Колька, добив остатки "Рояля" выпадает в сон прямо на бетонном полу. Подходит милиционер-казах, задумчиво смотрит на спящего. Приносит какую-то рогожку, на которую мы задвигаем Николая. На подоконниках могут уместиться все наши сидя или четверо в положении лежа. Обнаруживаем незапертый технологический вход в окна-витрину. Между рам вполне можно ходить. Выкладываем туда пакеты со скоропортящися харчами, располагая их против наших полок-подоконников. Снизу полки подогреваются батареями отопления. Красиво устроились, чёрт возьми!
Снизу из кафе доносится музыка. Добрый десяток раз про стюардессу по имени Жанна. Потом какие-то крики. Приезжает "скорая" и милиция. Кого-то порезали. Сержант-казах говорит, что это у них часто.
Днём половиной команды едем в город. Ветер, глубокая бесснежная осень, серые безобразного вида коробки жилых домов. Рынок, где несколько тёток в открытую торгуют водкой в бутылках с подозрительно болтающимися пробками-"безкозырками". Брать по заказу для Кольки не решаемся. Понятно, почему в кафе аэропорта по вечерам аншлаг. Видимо, аэровокзал самое приличное место по округе - как-никак именно отсюда приземлившихся космонавтов с телевидением провожают в Москву.
Возвращаемся, практически ничего не купив. Не дождавшийся похмёлки Колька скидывается с двумя совершенно незнакомыми мужиками, чтобы за дикие деньги взять в кафе 0.7 сорокаградусной австрийского производства. Ничего более подходящего нет. Через какое-то время он возвращается неся в открытой бутылке свою долю. "Не пошла!", удивляясь своему организму отвечает на наш вопрос.
Следующая ночь как две капли воды похожа на предыдущую. За исключением сменившегося сержанта. Опять многократно выслушиваем доносящуюся снизу из кафе песню про стюардессу. Потом драка. Видимо, тут так заведено. В этот раз, правда, без ножей. Потом милиция...
Утро. Понедельник. Наконец, подают наш самолет, благополучно отстоявший 36 часов на краю поля. Сомневаемся, стоит ли улетать - где-то еще посадят, а здесь мы так хорошо устроились.
Взлетаем. Полчаса летим. Приземляемся. Садимся в поданный автобус родного КБ. Едем.
    - Ну, слава Богу, - говорит полтора суток не сходивший с места и не выпускавший из рук сумки Александр, - добрались. Гора с плеч!
Оказывается, в ручной клади у него была крупнющая по тому времени сумма наличкой для передачи постоянному представителю КБ на полигоне - диспетчеру по работе с командированными.
Навстречу по шоссе тоже едет заводской. С нашими. На работу после обеда. Сигналит фарами, останавливается и забирает меня. Срочно надо работать. Чемодан мой уезжает в гостиницу самостоятельно, а я во второй корпус.
На трибуне ЧП. У меня. Какого никогда не случалось. Нет прохождения сигнала по самопальной двухмегабитной линии от ЭВМ к интерфейсу с изделием. Весь в пыли ползаю по антресолям с кабель-каналами. Жутко хочется спать. Нахожу, наконец. Один из офицеров сваливших с Озера, чтобы служить в новой армии "Украйны милой" вырезал, очевидно на сувенир :-), полтораста метров свернутого в бухту и казавшегося лишним на двадцатипятиметровом расстоянии кабеля. При этом, однако, был настолько благороден, что не потерял кабельного разрыва, связав разрезанные концы обычным прямым узлом.
Дальше пайка и долгое-долгое согласование затухания сигнала на более короткой кабельной длине.
Потом работа на полмесяца.
Тут же замороженный город.
И опять работа.
А по её завершении - есть на что жить, но невозможно улететь, потому что авиабилеты успели подорожать втрое.
Вывезли нас оттуда по безналу 30-го декабря. С вечерней метелью Багаж грузили сами. В темноте. Довелось поработать в грузовом отсеке ТУ-154-го. Сильно, доложу, неудобное местечко. При самостоятельной разгрузке, которую нас затавили делать по прилете во Внуково я туда уже не полез.

Всё. Больше мне на Озере бывать уже не пришлось.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"